В современных образовательных дискуссиях вопрос о сокращении часов преподавания английского языка в школах до двух в неделю вызывает оживлённые споры. Хотя многие эксперты выступают против, у этого шага есть ряд потенциальных преимуществ, которые касаются не только разгрузки учащихся, но и повышения эффективности учебного процесса и даже подготовки к ЕГЭ. Важно рассмотреть эту перспективу комплексно.
1. Разгрузка учащихся и снижение стресса
Современные школьники постоянно сталкиваются с колоссальной академической нагрузкой. Их расписание перегружено предметами, каждый из которых требует внимания, выполнения домашних заданий и подготовки к контрольным. Английский язык, безусловно, важен, но в его текущем формате (3-4 часа в неделю) он часто становится одним из главных источников стресса, особенно для детей без выраженных лингвистических способностей. Сокращение до двух часов позволяет высвободить время для других критически важных дисциплин — русского языка, математики, истории. Это не о «ненужности» английского, а о перераспределении ресурсов для формирования более сбалансированной и здоровой учебной среды. Снижение когнитивной нагрузки помогает бороться с выгоранием. У ученика появляется больше времени на отдых, хобби и физическую активность, что напрямую влияет на его общую успеваемость и психологическое благополучие.
2. Повышение эффективности и концентрации на главном
Парадоксально, но сокращение часов может привести к повышению эффективности обучения. Ограниченное время заставляет педагогов и методистов оптимизировать программу, отказаться от устаревших или второстепенных тем и сконцентрироваться на самом основном — ключевых компетенциях, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ. Вместо механического прохождения тем учитель сможет сконцентрироваться на отработке конкретных навыков, проверяемых на экзамене: понимание основного содержания текста, знание базовой грамматики и лексики, написание короткого, но грамотного личного письма. Два часа, посвящённые сконцентрированной, целенаправленной работе, могут быть более продуктивными, чем три «растянутых» часа. Это мотивирует использовать более современные и интенсивные методики обучения, такие как языковые тандемы, проектная работа на уроке, игровые формы.
3. Стимулирование осознанного выбора и развитие самостоятельности
Данная мера может послужить мощным стимулом для развития самостоятельности у старшеклассников. Понимая, что школьных часов недостаточно для углублённого изучения, ученики, которым английский язык действительно нужен для поступления в вуз, будут мотивированными к самостоятельным занятиям. А это, как отмечает доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Дигтяр Олеся Юрьевна, самое что ни есть формирование ответственности. Это учит будущих абитуриентов планировать своё время, искать ресурсы для обучения (онлайн-курсы, приложения, развлекательный контент на английском) и брать на себя ответственность за свой образовательный результат. Сокращение часов может стать катализатором для пересмотра формата самого экзамена. Вузы и разработчики КИМов будут вынуждены адекватно оценивать реальность и, возможно, адаптировать экзамен под новый стандарт, сделав его более практико-ориентированным и менее сложным для «непрофильных» студентов.
4. Связь с ЕГЭ: реалистичные ожидания и профилизация
Ключевой аргумент противников сокращения — катастрофическое падение результатов на ЕГЭ. Однако эту связь можно рассмотреть и под другим углом.
-ЕГЭ как фильтр для мотивированных. Единый экзамен призван оценить знания и отобрать лучших для поступления в университеты. Если английский не является профильным предметом для выбранной специальности (например, для будущего инженера, программиста или врача), то уровня двух часов в неделю может быть достаточно для достижения минимального порогового балла, установленного вузом. Для остальных это станет стимулом заниматься дополнительно.
5. Развитие цифровой образовательной среды
Сокращение аудиторной нагрузки станет мощным толчком для интеграции цифровых инструментов в обучение. Два часа в неделю в классе — это ядро, вокруг которого будет выстраиваться самостоятельная работа с помощью: онлайн-платформ и приложений для изучения слов и грамматики, просмотра фильмов в оригинале, общения в языковых соцсетях и на форумах. Учитель в этой модели становится не лектором, а навигатором, который направляет учеников к лучшим ресурсам и учит их учиться самостоятельно.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что сокращение часов английского языка до двух в неделю — это не акт вандализма в системе образования, а потенциально прогрессивный шаг. Он заставляет систему адаптироваться к реалиям: снижает нагрузку на детей, повышает эффективность учебного процесса, развивает у учеников самостоятельность и формирует более здоровые и реалистичные ожидания от роли школы в подготовке к ЕГЭ.