В наступившей цифровой экономической эпохе, обусловленной распространением технологических инструментов и ресурсов в виде недорогих настольных компьютеров и гаджетов, доступного Интернета и удобного в использовании многозадачного и мультимедийного программного обеспечения, традиционные представления о том, что значит быть грамотным, требуют переосмысления.
Современные люди живут в мире, перенасыщенном информацией, инструментами передачи которой являются различные медиа. Так ли легко разбираться в современных медиа? Однозначно, нет! Традиционные медиа быстро меняются и дополняются новыми социальными сетями, информационный поток растет, и для понимания их функционирования и влияния необходимо постоянное развитие медиграмотности.
Поскольку новые технологии и средства массовой информации все шире используются не только в быту, но и в общественной жизни и образовании, студентам необходимо развивать информационно-поисковые приемы, навыки критического чтения и анализа. Исключительно важны для них и способы создания собственного информационного контента, а также умения интерактивного общения в цифровой среде согласно общепринятым этическим нормам и гражданской идентичности.
Студентам необходимо переосмыслить, что и как они читают, какие тексты они создают сами. Цифровые или мультимодальные тексты часто требуют навигации по визуальным, пространственным, звуковым и печатным формам. Мультимодальные тексты влияют на выбор стратегий чтения и навыков, которыми должны владеть студенты. Более того, студентам необходимо проводить критический анализ всех текстов, для того чтобы они могли определить их достоверность, а также осознать культурные и идеологические предпосылки, заложенные в этих текстах. Студенты, обладающие медийной грамотностью, должны иметь широкую цифровую осведомленность о более широком контексте извлекаемой информации и о среде, в которой работают технологии и средства массовой информации.
На основании вышесказанного можно заключить, что медийная грамотность является социальной практикой, предполагающей интерпретацию и выработку общих смыслов и значений, а не индивидуальным набором навыков. Таким образом, медийную грамотность, как основную составляющую грамотности 21 века, можно определить как способность: во-первых, получить, проанализировать и оценить чужую информацию и, во-вторых, создать тот контент, который предполагает (в процессе его создания) использование медиа ресурсов на этической и законодательной основе.
Можно выделить три основные цели, достижению которых способствует медийная грамотность. Во-первых, это выработка и проявление активной гражданской позиции с обязательным привлечением к этому процессу обоснованного мнения экспертного сообщества. Человек, обладающий медийной грамотностью, способен критически оценить информационное влияние в условиях современной информационной войны.
Второй, не менее значимой, целью выступает достижение профессиональных успехов, которых в условиях рыночной экономики и жесткой конкурентной борьбы студент достигает, обладая медийной информацией инновационного характера.
Третьей целью, достижению которой способствует медийная грамотность, является непрерывное обучение / образование, культурное самовыражение и самореализация.
Современный информационный поток имеет опосредованный характер в виду того, что он отфильтрован и интерпретирован репортерами, журналистами и участниками Интернет сообществ в соответствии с их представлениями и убеждениями. Медийную грамотность студентов следует рассматривать как когнитивную защиту от явного и скрытого сенсационализма, который являет собой один из видов искажения фактологической информации. Цель сенсационализма традиционно манипулятивна, поскольку предполагает намеренное преувеличение значимости событий и их последствий, что приводит к искаженной оценке представленных данных. Студенты, владеющие медийной грамотностью, способны полноценно осмысливать жизнь, формировать личную оценку событий на основе собственных знаний, культурной и гражданской идентичности.
По мнению доцента Кафедры иностранного языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ Белогаш Марины Анатольевны, медийную грамотность следует определять как подход к образованию 21 века. Более того, для полноценного формирования медийной грамотности молодых специалистов необходимо развивать навыки работы с цифровыми информационными источниками на иностранном языке (ИЯ). Обучение навыкам поискового и аналитического чтения научных статей из иностранных журналов (в открытом доступе или в электронной библиотеке университета) или в научно-информационных социальных сетях с возможностью коммуникации с учеными из различных стран является приоритетным в работе преподавателей иностранного языка Финуниверситета.
Обратимся к статистике, которая покажет нам, как на современном этапе студенты второго курса Факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве Российского Федерации (выборка составила 40 человек) оценивают свою медийную грамотность. Также, студенты оценили свой уровень развития различных навыков и умений социального взаимодействия в процессе использования цифровых информационных ресурсов и учебных электронных ресурсов на занятиях иностранным языком.
Как показано в таблице, большая часть студентов высоко оценивают свои навыки критического анализа, многозадачности, навыки распределенного познания, навыки трансмедийной навигации. Однако, значительная часть студентов испытывает затруднения в использовании своих навыков создания нового знания или при отборе, реферировании и переформатировании медиаконтента на иностранном языке, что должно стать для преподавателей определенным ориентиром при постановке учебных задач.
В заключение следует отметить, что в условиях развития цифровой экономики и высокоморального информационного общества большое значение придается технической и цифровой грамотности, медиаграмотности, коммуникативной грамотности, творческой и воспроизводственной грамотности, а также цифровой безопасности, которые становятся факторами карьерного роста и получения высокооплачиваемой работы молодыми специалистами. Медийная грамотность в 21 веке должна стать эффективным инструментом профессионального, социального и гражданского становления молодых людей.