Международная налоговая реформа и глобальное налогообложение не ниже 15%: риски российских компаний и бюджета

Международная налоговая реформа, инициированная ОЭСР в проектах Pillar-1 + Pillar-2 Solution, известная как План BEPS 2.0, набирает обороты в более чем 140 странах мира, заявивших о желании внедрить в национальное законодательство механизмы, препятствующие размыванию налоговой базы в условиях цифровизации экономики. Заинтересованность в присоединении к реформе заявила и Россия, однако, в условиях ведения специальной военной операции и санкционного давления «коллективного Запада» присоединение страны к реформе по линии ОЭСР, требующей беспрецедентного уровня международной кооперации и взаимодействия, невозможно. О сущности международной налоговой реформы и рисках, которые возникают у российских компаний и бюджета, рассказала Полежарова Людмила Владимировна, профессор Кафедры налогов и налогового администрирования Факультета налогов аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н., доцент.

Проект Pillar-1 направлен на «распределение» налоговой базы по налогу на прибыль крупнейших многонациональных компаний (МГК) с выручкой более 20 млрд евро в год и рентабельностью свыше 10 %, получаемую в цифровом сегменте, в те юрисдикции, где такая прибыль реально генерируется без физического присутствия самой компании. Проект Pillar-1 находится в настоящее время в стадии «глубокой заморозки» во всех странах и в ближайшей перспективе не запустится из-за отказа участия в нем США.

Что касается Pillar-2, то в его развитие ОЭСР еще в 2021-2023 гг. были опубликованы типовые правила GloBE Rules, комментарии, рекомендации и административные указания по их применению, обеспечившие внедрение правил в зарубежных юрисдикциях уже в 2024-2025 гг.

GloBE Rules – это подходы, нацеленные на введение странами в налоговое законодательство механизмов дополнительного налогообложения прибыли резидентных структур крупнейших МГК (годовая прибыль которых превышает 750 млн евро как минимум в 2-х из последних 4 лет) за счет установления глобального минимального налога на прибыль с эффективной ставкой налога (ETR) на уровне не менее 15 %. ETR рассчитывается для каждой юрисдикции путем деления налогов, уплачиваемых МГК в этой юрисдикции, на их доходы на основе данных бухгалтерской отчетности, соответствующей международным стандартам. В случае, если юрисдикции, где получена прибыль, не использовали свое право на ее налогообложение, доплата налогов МГК по ставке 15% происходит в материнской юрисдикции (резидентной) с зачетом уплаченного более низкого налога (части налога).

США в январе 2025 года после прихода к власти Президента Дональда Трампа объявили о неприсоединении к проекту Pillar-1 + Pillar-2, как к инициативе, ограничивающей способность страны проводить налоговую политику в интересах американского бизнеса. В отношении резидентов стран, применяющих дополнительные налоги к прибыли американских компаний, США пригрозили введением финансовых санкций, повышенных налогов и торговых тарифов. Подобный подход США позволяет предположить, что запущенный в зарубежных юрисдикциях Pillar-2 после короткого взлета будет заморожен, как и Pillar-1.

Однако, пока этого нет случилось, введение в зарубежных странах GloBE Rules может повлечь размывание российской налоговой базы из-за вероятности взимания в другой юрисдикции дополнительного налога на уровне иностранной холдинговой компании c прибыли низконалоговой дочерней компании, расположенной в России.

Полежарова Людмила Владимировна, профессор Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н., доцент пояснила также, что масштабы и география уже внедренного в мире GloBE Rules свидетельствуют о том, что российские структуры зарубежных холдингов и российские холдинги, имеющие структуры за рубежом, подпадающие под критерии, вследствие применения российских стимулирующих налоговых инструментов (инновационных и инвестиционных налоговых льгот) «не удержат» ETR по налогу на прибыль организаций в России на уровне не ниже 15 %. Следовательно, они потенциально подпадут под действие зарубежных минимальных налогов по GloBE Rules и будут доплачивать налоги в бюджеты зарубежных стран. Это произойдет независимо от того, присоединится или не присоединится Россия к Pillar-2.

Сегодня и в перспективе Россия вновь сталкивается с проблемой привлечения и удержания инвестиций – и, как принимающая юрисдикция, и как юрисдикция базирования. Большое значение для этого имеют стимулирующие налоговые инструменты – преференции и льготы. Однако, такие инструменты могут снижать российскую юрисдикционную ETR ниже 15%, что повлечет необходимость доплаты налога в другой юрисдикции. Это ставит под сомнение саму ценность и существование налоговых стимулирующих инструментов и влечет риски спада привлекательности России для инвесторов.

Возникают риски размывания российской налоговой базы (увода за рубеж налога с прибыли, сгенерированной в России), потерь доходов российского бюджета, роста экстерриториальной налоговой нагрузки российских налогоплательщиков. По оценкам Российского союза промышленников и предпринимателей глобальная реформа может затронуть большинство крупных российских корпораций, а это - высокотехнологичные системообразующие компании, обеспечивающие технологический суверенитет страны и развитие стратегических отраслей экономики в сложившихся геополитических условиях и санкционного давления.

Таким образом, исходя из негативного влияния международной налоговой реформы для России сегодня стоит вопрос об уточнении налоговой политики и введении в налоговое законодательство минимального налога на прибыль организаций в размере не менее 15%, как некоего национального аналога GloBE Rules. В соответствии с Поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 25 марта 2025 г. № Пр-626 Минфином России уже разработан и готовится к внесению в Правительство РФ соответствующий проект федерального закона.

Введение в России минимального налога на прибыль по ставке 15%, безусловно, защитит российский бюджет от угроз, связанных с размыванием национальной налоговой базы. Послужит тому, чтобы налоговые расходы нашего бюджета в виде инвестиционных и инновационных льгот не перекочевывали в доходы бюджетов иностранных государств.

Вместе с тем, как отметила Полежарова Людмила Владимировна, профессор Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н., доцент, следует выделить появление новых рисков для российских налогоплательщиков, подпадающих под критерии. Дело в том, что не прошедший квалификацию и верификацию в ОЭСР наш минимальный налог и – главное – наша методика определения юрисдикционной ETR, которая не следует рекомендациям ОЭСР, могут быть не признаны в странах, где введены GloBE Rules. Эти страны не откажутся от своего дополнительного минимального налогообложения наших компаний. Возникнет ситуация многократного юридического налогообложения российских налогоплательщиков и, как следствие, угрозы их корпоративным финансам.

Другие пресс-релизы