Международная налоговая реформа, инициированная ОЭСР в проектах Pillar-1 + Pillar-2 Solution, известная как План BEPS 2.0, набирает обороты в более чем 140 странах мира, заявивших о желании внедрить в национальное законодательство механизмы, препятствующие размыванию налоговой базы в условиях цифровизации экономики. Заинтересованность в присоединении к реформе заявила и Россия, однако, в условиях ведения специальной военной операции и санкционного давления «коллективного Запада» присоединение страны к реформе по линии ОЭСР, требующей беспрецедентного уровня международной кооперации и взаимодействия, невозможно. О сущности международной налоговой реформы и рисках, которые возникают у российских компаний и бюджета, рассказала Полежарова Людмила Владимировна, профессор Кафедры налогов и налогового администрирования Факультета налогов аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н., доцент.
Проект Pillar-1 направлен на «распределение» налоговой базы по налогу на прибыль крупнейших многонациональных компаний (МГК) с выручкой более 20 млрд евро в год и рентабельностью свыше 10 %, получаемую в цифровом сегменте, в те юрисдикции, где такая прибыль реально генерируется без физического присутствия самой компании. Проект Pillar-1 находится в настоящее время в стадии «глубокой заморозки» во всех странах и в ближайшей перспективе не запустится из-за отказа участия в нем США.
Что касается Pillar-2, то в его развитие ОЭСР еще в 2021-2023 гг. были опубликованы типовые правила GloBE Rules, комментарии, рекомендации и административные указания по их применению, обеспечившие внедрение правил в зарубежных юрисдикциях уже в 2024-2025 гг.
GloBE Rules – это подходы, нацеленные на введение странами в налоговое законодательство механизмов дополнительного налогообложения прибыли резидентных структур крупнейших МГК (годовая прибыль которых превышает 750 млн евро как минимум в 2-х из последних 4 лет) за счет установления глобального минимального налога на прибыль с эффективной ставкой налога (ETR) на уровне не менее 15 %. ETR рассчитывается для каждой юрисдикции путем деления налогов, уплачиваемых МГК в этой юрисдикции, на их доходы на основе данных бухгалтерской отчетности, соответствующей международным стандартам. В случае, если юрисдикции, где получена прибыль, не использовали свое право на ее налогообложение, доплата налогов МГК по ставке 15% происходит в материнской юрисдикции (резидентной) с зачетом уплаченного более низкого налога (части налога).
США в январе 2025 года после прихода к власти Президента Дональда Трампа объявили о неприсоединении к проекту Pillar-1 + Pillar-2, как к инициативе, ограничивающей способность страны проводить налоговую политику в интересах американского бизнеса. В отношении резидентов стран, применяющих дополнительные налоги к прибыли американских компаний, США пригрозили введением финансовых санкций, повышенных налогов и торговых тарифов. Подобный подход США позволяет предположить, что запущенный в зарубежных юрисдикциях Pillar-2 после короткого взлета будет заморожен, как и Pillar-1.
Однако, пока этого нет случилось, введение в зарубежных странах GloBE Rules может повлечь размывание российской налоговой базы из-за вероятности взимания в другой юрисдикции дополнительного налога на уровне иностранной холдинговой компании c прибыли низконалоговой дочерней компании, расположенной в России.
Полежарова Людмила Владимировна, профессор Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н., доцент пояснила также, что масштабы и география уже внедренного в мире GloBE Rules свидетельствуют о том, что российские структуры зарубежных холдингов и российские холдинги, имеющие структуры за рубежом, подпадающие под критерии, вследствие применения российских стимулирующих налоговых инструментов (инновационных и инвестиционных налоговых льгот) «не удержат» ETR по налогу на прибыль организаций в России на уровне не ниже 15 %. Следовательно, они потенциально подпадут под действие зарубежных минимальных налогов по GloBE Rules и будут доплачивать налоги в бюджеты зарубежных стран. Это произойдет независимо от того, присоединится или не присоединится Россия к Pillar-2.
Сегодня и в перспективе Россия вновь сталкивается с проблемой привлечения и удержания инвестиций – и, как принимающая юрисдикция, и как юрисдикция базирования. Большое значение для этого имеют стимулирующие налоговые инструменты – преференции и льготы. Однако, такие инструменты могут снижать российскую юрисдикционную ETR ниже 15%, что повлечет необходимость доплаты налога в другой юрисдикции. Это ставит под сомнение саму ценность и существование налоговых стимулирующих инструментов и влечет риски спада привлекательности России для инвесторов.
Возникают риски размывания российской налоговой базы (увода за рубеж налога с прибыли, сгенерированной в России), потерь доходов российского бюджета, роста экстерриториальной налоговой нагрузки российских налогоплательщиков. По оценкам Российского союза промышленников и предпринимателей глобальная реформа может затронуть большинство крупных российских корпораций, а это - высокотехнологичные системообразующие компании, обеспечивающие технологический суверенитет страны и развитие стратегических отраслей экономики в сложившихся геополитических условиях и санкционного давления.
Таким образом, исходя из негативного влияния международной налоговой реформы для России сегодня стоит вопрос об уточнении налоговой политики и введении в налоговое законодательство минимального налога на прибыль организаций в размере не менее 15%, как некоего национального аналога GloBE Rules. В соответствии с Поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 25 марта 2025 г. № Пр-626 Минфином России уже разработан и готовится к внесению в Правительство РФ соответствующий проект федерального закона.
Введение в России минимального налога на прибыль по ставке 15%, безусловно, защитит российский бюджет от угроз, связанных с размыванием национальной налоговой базы. Послужит тому, чтобы налоговые расходы нашего бюджета в виде инвестиционных и инновационных льгот не перекочевывали в доходы бюджетов иностранных государств.
Вместе с тем, как отметила Полежарова Людмила Владимировна, профессор Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н., доцент, следует выделить появление новых рисков для российских налогоплательщиков, подпадающих под критерии. Дело в том, что не прошедший квалификацию и верификацию в ОЭСР наш минимальный налог и – главное – наша методика определения юрисдикционной ETR, которая не следует рекомендациям ОЭСР, могут быть не признаны в странах, где введены GloBE Rules. Эти страны не откажутся от своего дополнительного минимального налогообложения наших компаний. Возникнет ситуация многократного юридического налогообложения российских налогоплательщиков и, как следствие, угрозы их корпоративным финансам.