Как сокращение времени изучения английского языка в школах отразится на подготовке студентов в вузах

Педагогическое сообщество в школе и университетах сегодня бурно обсуждает проект приказа Министерства просвещения, согласно которому предлагается с сентября 2026 года сократить время, отводимое на изучение английского языка в школе. Целью предлагаемых изменений по утверждению министерства является «поиск оптимального баланса в учебном плане».

Сейчас английский язык начинают изучать со второго класса. Во 2–4 классах на него отводится два часа в неделю. С 5 по 11 класс — три часа.

Проект предлагает уменьшить время на изучение английского языка в 5–7 классах до двух раз в неделю, а с 8 класса оно снова увеличится до трех раз в неделю.

Учителя пришли к неожиданному выводу: сокращение уроков английского в средней школе не только ухудшит уровень владения языком, но и увеличит объем внеурочных занятий. Одни ученики не смогут освоить программу и потребуют помощи. Им помогут дополнительные занятия после уроков или репетиторы. Другие, кто интересуется иностранными языками, захотят углубить знания. В этом случае школы смогут предложить больше возможностей: клубы любителей английского языка, конкурсы, спектакли на английском и многое другое. Ученики также смогут самостоятельно использовать обучающие онлайн-платформы и нейросети. На фоне сегодняшнего стремления сократить в школе объемы заданий, выполняемых во внеурочное время, это тревожная перспектива.

Исследователи в области методики преподавания иностранных языков и психологи обучения указывают на риск забывания, связанный с увеличением интервалов между занятиями по английскому языку, что снизит объем усвоенных знаний.

Согласно данным Рособрнадзора, интерес к английскому языку для сдачи ЕГЭ постепенно снижается. В 2022 году после 11-го класса его сдавали 87,3 тыс. человек, в 2023-м — 80,7 тыс. человек, в 2024-м — 76,3 тыс. человек, а в 2025-м — 75,5 тыс. человек. Средний балл при этом также уменьшился за четыре года — с 73,3 до 64,1.

Следует заметить, что сегодня английский язык как иностранный — это не просто филологическая дисциплина, а посредник обучения другим предметам и дисциплинам в школе и вузе. За последние десятилетия школьные программы значительно изменились. На занятиях по английскому языку в школе стали глубже изучать историю и культуру разных стран, больше стало материалов, помогающих понять особенности межкультурного общения.

Доцент Кафедры английского языка для профессиональных целей Финансового университета при Правительстве РФ Галина Дубинина обеспокоена тем, что сокращение времени на изучение английского в школе может привести к уменьшению объема усвоенной информации, и университеты получат менее образованного студента. Студент-первокурсник, приходя в университет, с первых занятий по иностранному языку погружается в контекст будущей специальности. Безусловно, это погружение происходит постепенно, но для общекультурных и бытовых тем времени не остается. В университете студентов обучают иностранному языку, чтобы снабдить их весомым инструментом для их будущей профессиональной деятельности. Знание языка не только открывает двери к международным возможностям, оно помогает совершенствовать профессиональные навыки и получить доступ к изучению научных разработок и исследований в оригинале. Современные методики обучения иностранным языкам во главу угла ставят развитие навыков критического мышления и, благодаря практикоориентированности, помогает студентам точнее определить свои карьерные цели.

Оптимисты считают сокращение часов на изучение английского языка прогрессивным решением, которое развивает самостоятельность учащихся. С этим трудно не согласиться. В университетах сейчас обучаются представители поколения Z, их психологические особенности требуют от преподавателя существенного пересмотра подходов к обучению, его визуализации, акцента на практическом применении получаемой информации и навыков. В университете студентов учат не только понимать и анализировать информацию, но прежде всего критически мыслить, быть творческими и работать самостоятельно. Важно, чтобы каждый студент мог создать свою уникальную образовательную траекторию и умел исправлять свои ошибки, выполнять поиск нужных данных и их грамотно систематизировать.

Вероятно, часть усилий по более глубокому изучению английского языка сместится в киберпространство, и цифровое общение, искусственный интеллект смогут помогать учащимся совершенствовать свои знания. Однако, эффективному использованию искусственного интеллекта в учебных целях школьников и студентов нужно обучать. Сегодня педагоги только изучают возможности использования нейросетей в дидактических целей и нащупывают методы их рационального применения в учебном процессе. Технологии развиваются стремительно, но это новая реальность и будущее за ними.

Другие пресс-релизы