Программа двух дипломов как ценный образовательный формат

В последнее время внимание абитуриентов и профессионалов высшего образования привлекают образовательные программы двух дипломов. Более того, для всех участников длительного учебного процесса они превращаются в ценный образовательный формат. Каковы плюсы такой инициативы для работодателей и будущих специалистов, а также какие специфические формы такого взаимодействия существуют?

Основных образовательных модели две: совместная образовательная программа с иностранным вузом-партнером и сотрудничество с образовательной организацией внутри страны. Рассмотрим эти два вида профессионального обучения подробнее.

– Совместная образовательная программа может осуществляться с иностранной образовательной организацией в рамках положения о международной академической мобильности обучающихся, которое в свою очередь опирается на ряд нормативных документов: это и Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Устав университета; Стратегия и программа развития университета, утвержденная решением Ученого совета университета.

Например, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации открыл набор на программу двух дипломов для студентов бакалавриата 3 курса, программы «Международная экономика и торговля (с углубленным изучением экономики Китая и китайского языка)». Она пользуется спросом, особенно на фоне укрепления российско-китайского сотрудничества.

Также напомним, что в 2025 г. Финансовый университет выступил в качестве соучредителя Российско-вьетнамского консорциума экономических университетов, в рамках работы которого – большое будущее.

Международные программы успешно осуществляются и в регионах Российской Федерации. К примеру, вузы Татарстана (со ссылкой на РБК Радио, пресс-службу КГЭУ и КНИТУ, данные Минобрнауки РФ) также работают с университетами Китая по обычным соглашениям о сотрудничестве. Так, у Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ) они есть с тремя китайскими вузами – университетом Линьи, политехническим институтом Линьи и Чунцинским университетом почты и телекоммуникаций. А в Казанском национальном исследовательском технологическом университете (КНИТУ-КХТИ) насчитывается уже четыре направления подготовки по программам двойных дипломов с китайской стороной, в частности «Технология и переработка полимеров», «Цифровой инжиниринг в технологии и переработке полимеров», «Цифровые методы в технологии переработки полимеров и композиционных материалов», «Технологические установки нефтегазового комплекса».

– Совместная образовательная программа реализуется с отечественной образовательной организацией, с локальным вузом-партнером в нашей стране.

Так, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации и Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана уже второй год совместно ведут обучение по программе бакалавриата «Цифровизация финансовых продуктов и услуг». Выпускники программы смогут получить два диплома ведущих российских университетов — экономиста и ИТ-специалиста.

Интерес к данной программе растет. Количество студентов, желающих овладеть компетенциями в рамках данного направления подготовки, выросло с прошлого 2024 г. к 2025 г. почти в 2 раза.

Как правило, взаимодействие в рамках данных коллаборативных программ осуществляется в достаточно простом и понятном формате – «2+2». То есть два года – с первого по четвертый семестр – студенты обучаются в одно вузе-партнере, два – с пятого по восьмой семестр – в другом и наоборот. И, разумеется, те студенты, которые успешно завершили учебу и прошли итоговую государственную аттестацию в рамках академической программы, получают дипломы обоих университетов.

Очевидны плюсы данных программ для всех участников такого увлекательного процесса. Для вузов и страны в целом: это удовлетворение кадровых потребностей промышленных предприятий; привлечение индустриальных партнеров к деятельности университетов и образовательных организаций; повышение качества образования; укрепление международного и локального сотрудничества между университетами.

Для студентов это прежде всего: возможность существенно повысить свой личностный капитал на рынке труда; приобретение уникальных компетенций в разных областях; возможность приобщения к международным культурам; развитие навыков профессионального взаимодействия в различных сферах; развитие адаптивности; расширение коммуникационных ресурсов и палитры контактов.

По мнению кандидата педагогических наук, старшего преподавателя кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Яны Рупасовой, «одной из самых ответственных задач в этом направлении является проработка соглашения и учебного плана совместной программы бакалавриата или магистратуры с университетом-потенциальным партнером. Несомненно, важен и выбор специалистов, которые будут осуществлять этот непростой учебный процесс. Кроме того, чрезвычайно важна проработка новых форматов образовательных программ с иностранными вузами, не исключено не только расширение географии, но и более вариационный дизайн такой программы, скажем, форматы «4+0» (с выездом в иностранные университеты отечественных преподавателей для проведения обучения) или «3+1» (три года обучения за рубежом, один год – в России) и иные».

Яна Рупасова отмечает: «мы надеемся, что международный формат таких программ будет развиваться. Он позволит обмениваться бесценным опытом в контексте новых стажировок для профессорско-преподавательского состава. Это возможность анализировать использование инноваций в сфере профессионального образования иностранными коллегами, заимствовать что-то эффективное и интересное, но и при этом сохранить и преумножить свою автономию, полагаясь на свою вековую методическую школу, традиции и историю отечественной педагогики высшей школы».

Другие пресс-релизы