Засуха бьет по тарелке: почему мир не сможет прокормить себя без умного орошения

Анализ глобальных данных, проведенный экспертами ФАО, показывает тревожный тренд: пока мировое производство продовольствия пытается угнаться за растущим населением, ключевой ресурс для него – вода – становится все более дефицитным. Последние волны жары в Европе, США и Азии, приведшие к потерям урожая, обнажили уязвимость современного агропрома. В недавнем исследовании The Guardian отмечено, что “ Суровые погодные условия, обрушившиеся на Европу этим летом, привели к краткосрочным экономическим потерям в размере не менее 43 млрд евро, по оценкам всего ЕС, при этом ожидается, что к 2029 году расходы вырастут до 126 млрд евро.” Ответ на вызов глобальной продовольственной безопасности лежит не в распашке новых земель, а в переходе к «умному», высокотехнологичному орошению, которое позволяет получать рекордные урожаи при значительной экономии воды. Как свидетельствует статистика, именно инвестиции в ирригацию стали главным драйвером роста сельхозпроизводства в XXI веке, и от того, какие технологии полива будут доминировать в ближайшие годы, зависит стабильность на мировом продовольственном рынке. К такому выводу приходит доцент кафедры Математики и анализа данных Финансового университета при Правительстве РФ Галина Камышова, проанализировавшая последние данные Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). Исследование показывает, что за последние 20 лет площадь пахотных земель в мире увеличилась лишь на 5%, в то время как площадь земель, оборудованных для орошения, выросла на 60 млн гектаров. Именно на эти 20% обрабатываемых площадей, которые являются орошаемыми, приходится 40% всего мирового производства растениеводческой продукции и 60% зерна.

«Мы наблюдаем парадокс: темпы расширения орошаемых земель замедляются из-за растущей нехватки воды, но именно они остаются главным фактором интенсивного роста агропроизводства, – комментирует Галина Камышова. – Урожайность на орошаемых полях в развивающихся странах более чем в два раза выше, чем на богарных (3,3 т/га против 1,5 т/га). Вопрос не в том, нужно ли поливать, а в том, как делать это эффективно».

Мировыми лидерами по площади орошаемых земель являются Индия (60,9 млн га) и Китай (59,3 млн га), которые вместе обеспечивают почти половину глобальных орошаемых земель. За ними с большим отрывом следуют США (24,7 млн га) и Пакистан (19,4 млн га). Россия, с ее 4,5 млн га, входит в первую десятку, однако потенциал роста здесь огромен, особенно в условиях изменения климата и роста рисков засух в традиционных сельскохозяйственных регионах.

Однако ключевой вызов даже не площади, а технологичности. Как показывает исследование, эффективность использования воды кардинально различается по регионам. Если в Европе 82% орошаемых площадей используют современные системы дождевания и капельного полива, то в Азии и Африке доминирует архаичный и расточительный поверхностный полив (96% и 70% площадей соответственно). Эффективность такого полива крайне низка: в некоторых азиатских странах соотношение фактически политой площади к запланированной составляет около 40%.

Этот технологический разрыв напрямую влияет на продуктивность. Анализ данных по странам G20 демонстрирует яркий контраст. Развитые экономики, такие как США, Германия и Великобритания, демонстрируют максимальную в мире урожайность зерновых (более 7 т/га) при относительно низких темпах роста общего производства. Их секрет – не в расширении полей, а в интенсивных технологиях, куда входит и высокоточное орошение.

В то же время такие страны, как Россия, Индия и Саудовская Аравия, показывают впечатляющий рост индекса производства (более 120-180 пунктов при базе 100 в 2004-2006 гг.), но при умеренной урожайности. Это говорит об экстенсивной модели, при которой рост достигается за счет вовлечения новых площадей и ресурсов, а не их эффективности.

«Отрицательная корреляция между индексом производства и урожайностью – ключевой вывод нашего анализа, – отмечает Галина Камышова. Она подтверждает существование двух моделей: экстенсивной, нацеленной на объем, и интенсивной, ориентированной на эффективность. Будущее – за второй, и орошение является ее стержнем».

Прогнозы ФАО предсказывают, что к середине века площадь орошаемых земель увеличится лишь на 6%, а водозабор для этих целей – на 10%. При этом производство продуктов питания на этих землях должно вырасти на 38%. Это уравнение можно решить только при условии массового внедрения водосберегающих технологий.

До главного агропромышленного события России — выставки «Золотая осень» — остается менее месяца. В этом году её центральной темой станет повышение эффективности агропромышленного комплекса, в первую очередь за счёт внедрения современных цифровых технологий. Мировая гонка за урожаем все больше превращается в гонку за умную воду. В этой связи, те страны, которые сделают ставку на точное земледелие и эффективное капельное орошение, смогут не только прокормить себя, но и получить серьезное экономическое преимущество в XXI веке.

Для России растущий спрос на продовольствие в мире — это не просто вызов, а стратегическая возможность. Уже сегодня страна входит в число пяти крупнейших экспортеров зерна, и этот потенциал можно значительно усилить. Модернизация систем орошения, переход к точному земледелию и внедрение «умных» технологий позволят не только обеспечить стабильность внутреннего рынка, но и занять лидирующие позиции на мировой арене — особенно в условиях, когда многие страны сталкиваются с дефицитом воды и снижением урожайности. Будущее агробизнеса — за теми, кто умеет эффективно использовать каждую каплю воды, и Россия имеет все шансы стать одним из лидеров этой новой «водной» гонки.

Другие пресс-релизы