Поступление в университет — это долгожданный рубеж, знаменующий переход во взрослую жизнь. Однако за радостью зачисления скрывается сложный и многогранный процесс адаптации, который становится серьезным испытанием для многих первокурсников. Как показывает практика, проблемы, с которыми они сталкиваются, носят системный характер и требуют внимания как со стороны образовательных учреждений, так и всего общества.
Анна Морозова, доцент Финансового университета, считает, что адаптацию условно можно разделить на три ключевых аспекта: академический, социально-психологический и бытовой. Академический аспект является, пожалуй, самым шокирующим для вчерашних школьников. Резкий переход от привычной системы школьного обучения с постоянным контролем со стороны учителей и родителей к университетской автономии, где главный двигатель — самоорганизация, становится камнем преткновения. Обычно это особенно остро замечают иногородние студенты, которые зачастую находятся в условиях выживания в чужом и незнакомом для них городе. Более того, лекции, семинары, объемные домашние задания требуют принципиально новых навыков тайм-менеджмента и самостоятельной работы с информацией. Согласно исследованию НИУ ВШЭ за 2023 - 2024 учебный год, почти 65% первокурсников испытывают значительный стресс из-за высокой учебной нагрузки и неумения правильно распределять свое время. Это напрямую соотносится с довольно печальной статистикой отчислений, когда по данным Министерства науки и высшего образования РФ, на первом курсе отсеивается до 15 - 20% студентов по причине академической неуспеваемости.
Анна Морозова, доцент Финансового университета, отмечает, что не менее важным видится социально-психологический аспект. Здесь следует упомянуть стресс, вызванный переездом в новый город, разрыв связей со школьными друзьями и погружение в совершенно незнакомый коллектив, что зачастую порождают чувство одиночества и тревоги у молодых людей. Необходимость завоевывать авторитет с нуля, выстраивать отношения с сокурсниками и преподавателями требует больших эмоциональных затрат у навыков общения у студентов. К сожалению, цифры подтверждают масштаб проблемы: опросы платформы «Учеба.ру» и фонда «Общественное мнение» (ФОМ) показывают, что около 40% студентов-первокурсников в крупных городах России сталкиваются с чувством одиночества и социальной изоляции в первые месяцы обучения. Ситуация зачастую усугубляется необходимостью совмещать учебу с работой для многих студентов: каждый третий студент вынужден подрабатывать из-за нехватки денег на нормальную жизнь, что сокращает время на интеграцию в университетскую среду.
Наконец, бытовой аспект для иногородних студентов связан с необходимостью самостоятельно вести хозяйство, контролировать бюджет и жить в новых условиях, зачастую в общежитии. Столкновение с бытовыми неурядицами, неидеальными условиями проживания и необходимостью самостоятельно решать повседневные проблемы также вносит свой вклад в общий стресс.
Как можно помочь ребятам? Решение лежит в плоскости комплексной поддержки. Со стороны вуза это развитие института тьюторства и наставничества, где студенты старших курсов помогают новичкам ориентироваться в учебном процессе. Важную роль играют психологические службы, курирующие внеучебную деятельность: организация клубов по интересам, командных проектов и мероприятий способствует сплочению коллектива. Не менее важна и роль семьи, которой стоит оказывать не только финансовую, но и эмоциональную поддержку, давая молодому человеку возможность почувствовать уверенность в своих силах и начинаниях.
Таким образом, Анна Морозова, доцент Финансового университета, суммирует, что проблемы адаптации первокурсников — это комплекс академических, социальных и бытовых трудностей, подтвержденный актуальной статистикой. Успешное преодоление этого периода является залогом не только академических успехов, но и личностного роста будущего специалиста. Задача вуза и общества — создать максимально поддерживающую среду, которая превратит этот сложный старт в трамплин для будущих достижений.