Искусственный интеллект в изучении иностранных языков: революция с оговорками

Цифровая эпоха преобразила подход к освоению новых языков, и искусственный интеллект (далее - ИИ) стоит во главе этой революции. От персонализированных приложений до виртуальных репетиторов, ИИ предлагает беспрецедентные возможности, но одновременно ставит перед нами сложные вопросы о качестве и глубине обучения. Его применение является палкой о двух концах, где неоспоримые плюсы соседствуют с весомыми минусами. Напомним, что согласно отчету Минобрнауки, к 2024 году около 30-35% высших учебных заведений России в той или иной форме внедрили AI-решения в образовательный процесс, включая изучение языков. В сегменте школьного образования этот показатель ниже и оценивается экспертами Цифровой экономики в 15-20%, в основном в крупных городах и специализированных школах.

Анна Морозова, доцент Финуниверситета, полагает, что главным преимуществом ИИ является его способность к гиперперсонализации. Практика показывает, что традиционные методы обучения часто работают по принципу «один размер для всех», в то время как алгоритмы ИИ способны анализировать индивидуальные ошибки, темп усвоения материала и предпочтительные форматы восприятия информации. Например, такие приложения, как Duolingo или Babbel, используют ИИ для адаптации сложности упражнений в реальном времени. Доля пользователей, которые регулярно используют ИИ-функции (умный подбор слов, адаптивные тренировки, генерация персональных заданий), составляет около 40% от общей базы.

Если ученик ошибается в спряжении неправильных глаголов, система автоматически генерирует дополнительные задания на эту тему, превращая процесс обучения в индивидуальный маршрут, а не в общую гонку.

Можно выделить и следующий плюс, — преодоление барьеров доступности и времени. ИИ-переводчики (Google Translate, DeepL и пр.) и инструменты для проверки грамматики (Grammarly) стали незаменимыми помощниками, позволяя мгновенно преодолевать трудности понимания и формулирования мыслей. Конечно, они далеки от совершенства и не заменяют профессионального переводчика, но помочь могут. Виртуальные ассистенты, такие как ChatGPT, могут выступать в роли бесконечно терпеливого партнера для диалога на любую тему, в любое время суток, что особенно ценно для людей, не имеющих доступа к живой языковой среде. Уточним, что сервисы на базе GPT и других языковых моделей используют до ~500 тыс. человек для практики разговорной речи и письма. Более того, фиксируется рост запросов на такие инструменты в 2023-2024 гг., который, согласно данным Яндекс составил около 70%.

Однако у этой медали есть и обратная, более проблемная сторона, как отмечает Анна Морозова, доцент Финуниверситета. Наиболее очевидный минус — отсутствие человеческого фактора, культурного контекста. Наконец, гибкости мышления. ИИ может идеально исправить грамматическую ошибку, но он не способен уловить иронию, сарказм или эмоциональные нюансы живого общения. Он не расскажет о культурных особенностях употребления того или иного выражения, как это сделал бы носитель языка. Сегодня обучение через ИИ рискует превратиться в механистическое запоминание шаблонов без понимания духа языка, что может привести к созданию «языковых роботов» — людей, которые говорят технически правильно, но неестественно и безэмоционально.

Кроме того, существует серьезная проблема алгоритмических ошибок и ограниченности данных. ИИ обучается на огромных массивах информации, но он не застрахован от воспроизведения существующих в них стереотипов или ошибок, неточностей. Учащийся может усвоить некорректную конструкцию, которую ИИ посчитал статистически вероятной. Более того, ИИ часто испытывает трудности с распознаванием акцентов или диалектов, что может смутить учащихся как на продвинутом, так и начинающем уровнях.

Наконец, возникает риск так называемой интеллектуальной пассивности. Легкость, с которой ИИ предоставляет готовые решения (перевод, формулировки), может подсознательно отучать мозг от активной когнитивной работы — борьбы за подбор слова, построения фразы и осмысленного запоминания. Это подобно использованию калькулятора для арифметики: навык атрофируется без практики.

В заключение хочется отметить, что искусственный интеллект уже является достаточно мощнейшим инструментом в арсенале изучающего язык, но именно инструментом, а не панацеей. Его оптимальное применение заключается в синергии с традиционными методами. ИИ идеален для отработки лексики, грамматики и преодоления страха говорения. Однако он не может и не должен заменять живого человеческого общения, погружения в культурную среду и руководства опытного преподавателя, который вдохновит и укажет на тонкости, недоступные даже самому продвинутому алгоритму. Будущее лингвистического образования — не в выборе между человеком и машиной, а в их разумном и критическом сочетании.

Другие пресс-релизы