25 сентября 2025 года Государственная Дума Российской Федерации приняла в первом чтении проект Федерального закона № 969143-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Проект направлен на законодательное закрепление права за учащимися 9-х классов, которые не прошли государственную итоговую аттестацию, на получение профессионального обучения за счет государственных средств с присвоением квалификации и выдачей документа установленного образца о полученной профессии.
Ожидается, что новый закон вступит в силу с 1 января 2026 года. На текущем этапе осуществляется доработка документа: поправки к действующей редакции законопроекта должны быть представлены в срок до 24 октября 2025 года.
Успешная реализация нового закона позволит системно решить несколько взаимосвязанных социальных, экономических и образовательных проблем. Во-первых, снизит отсев учащихся из системы образования, предоставив альтернативу: не ждать/терять год для повторной пересдачи, а продолжить обучение, совмещая его с получением конкретной профессии. Это позволит не только удержать подростков в образовательной среде, но и профилактировать риски попадания в неблагоприятные социальные группы; снизить неопределенность и тревожность родителей за будущее своих детей. Во-вторых, реализация проекта будет способствовать устранению дефицита кадров рабочих профессий, причем с акцентом на потребности конкретного региона, так как именно регионы смогут определять перечень нужных профессий. Это, в свою очередь, гарантирует востребованность выпускников и полностью соответствует цели государства по развитию системы профессионального образования для снабжения экономики квалифицированными рабочими кадрами. В-третьих, новый подход поможет молодежи осуществить быстрый старт: получить профессию, найти работу, обрести уверенность в себе и в завтрашнем дне.
Таким образом, в рамках законопроекта предпринята попытка создать более адаптивный и практико-ориентированный образовательный маршрут: превратить ситуацию «образовательной неудачи» (не сдача итоговой государственной аттестации) в «стартовую возможность» остаться в системе образования, реализовать право на профессиональное образование, получить профессию и стать востребованным специалистом.
Ефимова Нина Александровна, доцент кафедры правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации отмечает: «Сама по себе идея – прогрессивная и нужная. Она признает, что образовательные траектории могут быть разными, и пытается адаптировать систему под реальные потребности экономики. Однако успех данной идеи будет напрямую зависеть от качества ее практической реализации. Ключевыми вызовами станут вопросы финансирования, обеспечения материально-технической базы, разработки качественных образовательных программ и налаживания конструктивного диалога с работодателями. Крайне важно, чтобы новый образовательный маршрут позиционировался как дополнительная возможность выбора, а не как «тупиковый» путь для неуспевающих (не должно быть стигмы, что «двоечников отправляют в слесари»), и был обеспечен высокими стандартами подготовки. Таким образом, окончательная оценка эффективности закона будет возможна только после его вступления в силу и станет ясна по мере получения ответов на ключевые вопросы о механизмах его применения, качестве обучения и востребованности выпускников на рынке труда».