Структурирование бизнеса с использованием особенностей налогообложения в Кыргызской республике

В последние годы налоговое планирование трансформируется ввиду изменений в политической и экономической конъюнктуре, с одной стороны, и активной борьбой международного сообщества с уклонением от налогообложения, с другой стороны. В связи с этим для российских компаний актуальным направлением в международном налоговом планировании становится переориентация на учреждение компаний в своих структурах в дружественных и нейтральных странах. При этом встраиваемые для структурирования холдинговые, операционные, субхолдинговые и прочие компании носят не номинальный характер, а действительно выполняют необходимый функционал, соблюдая требования экономического присутствия и соответствуя всем национальным генеральным (GAAR) и специальным (SAAR) правилам противодействия уклонению от налогообложения. Именно такое налоговое структурирование позволяет достичь эффективности в налоговой нагрузке, избегая при этом существенных налоговых рисков.

По мнению Полежаровой Людмилы Владимировны, профессора Кафедры налогов и налогового администрирования Факультета налогов аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, д.э.н., доцента, несколько недооцененной юрисдикцией для налогового планирования является Кыргызская Республика. В Киргизии применяется резидентский подход, то есть налогом облагается общемировой доход компании-резидента. Общая ставка налога на прибыль составляет 10%, при этом доход компании-резидента в виде дивидендов облагается по ставке 0%. Также в стране установлена ставка налога на прибыль 3% при получении дохода от осуществления деятельности вне территории Киргизии – «деятельность по реализации товаров, место осуществления которой находится за пределами территории Кыргызской Республики, в случае, когда Кыргызская Республика не является местом происхождения данных товаров». Налог у источника по выплатам компанией-резидентом Киргизии дивидендов, процентов и роялти за рубеж составляет также 10%.

Между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой действует соглашение об избежании двойного налогообложения (далее – СОИДН), предусматривающее 10% ставку по доходам в виде дивидендов, процентов и роялти, что также является оптимальным.

Кыргызская Республика, отмечает Гарибов Александр Георгиевич, стажер-исследователь Центра научных исследований и стратегического консалтинга Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации является довольно интересной страной для налогового структурирования благодаря благоприятному налоговому режиму, а также другим неналоговым факторам: дружественным действиям по отношению к Российской Федерации, возможностью проведения платежей и др. При этом, на сегодняшний день перспективнее использовать данную юрисдикцию для расположения в ней торговой компании, через которую не происходит физической поставки.

Примером является структура с учреждением холдинговой компании в ОАЭ и торговой компании в Кыргызской Республике. Компания из Киргизии осуществляет импорт продукции из третьих стран в Российскую Федерацию, полученный доход от активной деятельности облагает по ставке 3%. Дальнейшей реализацией продукции занимается постоянное представительство киргизской компании в Российской Федерации, прибыль репатриируется в Киргизию без налогообложения в России. Полученную прибыль Киргизская компания распределяет в виде дивидендов в пользу холдинговой компании в ОАЭ. При этом, согласно СОИДН Киргизии и ОАЭ, дивиденды подлежат обложению только в стране резидентства их получателя. То есть дивиденды будут облагаться только в ОАЭ, где достижима ставка 0%. Данная структура может меняться и дополняться, однако ее «скелет» при осуществлении международной торговли видится достаточно эффективным как с налоговой точки зрения, так и с точки зрения осуществления расчетов и прочих экономических факторов.

Говоря о других юрисдикциях, где расположение рассматриваемых компаний в процессе налогового структурирования также эффективно, следует упомянуть Оман, Казахстан (в части особой зоны МФЦА) и некоторые другие страны, которые пока только набирают популярность для международного структурирования, заключает Полежарова Людмила Владимировна, профессор Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н., доцент.

Другие пресс-релизы