В условиях цифровизации у налоговых органов появилась возможность решить назревающие проблемы организации и ведения контрольной работы путём широкого применения цифровых инструментов. Одним из самых прогрессивных и успешных форм бесконтактного взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками стала такая форма налогового контроля как налоговый мониторинг, который способствует их эффективному сотрудничеству. Институт налогового мониторинга был введен в налоговое законодательство России в 2015 году и изначально задумывался, как инструмент облегчения коммуникаций между налоговыми органами и крупнейшим бизнесом. Сегодня данная форма представляет собой элемент цифровой трансформации контрольной работы налоговых органов и метод углубленного информационного обмена между налогоплательщиками и налоговыми органами, отметила Полежарова Людмила Владимировна, профессор Кафедры налогов и налогового администрирования Факультета налогов аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, д.э.н., доцент.
При подключении налогоплательщика к налоговому мониторингу сотрудники налоговых органов в режиме реального времени получают доступ к данным учетных регистров и массиву информации налогоплательщика, выложенных им «на витрину» мониторинга. В 2024 году количество участников данной формы контроля достигло 569 компаний. Это связано, во-первых, с наличием критериев, которым должен соответствовать налогоплательщик. Еще совсем недавно налоговый мониторинг был доступен только крупнейшим компаниям, как задумывалось при его введении в законодательство. Сегодня критерии доступа к налоговому мониторингу расширены и позволяют подключиться к этой форме контроля значительно более широкому кругу налогоплательщиков. Во-вторых, должно быть проявлено личное волеизъявление компании о переходе на данную форму контроля. И, конечно, необходимо соответствие организационным и техническим требованиям, прежде всего должна быть обеспечена совместимость программного обеспечения налогоплательщика и налоговых органов. Для осуществления налогового администрирования с использованием передовых технологий в России уже более 10 лет применяется автоматизированная информационная система АИС «Налог-3». Система создает удобную платформу, через которую происходит обмен между налогоплательщиками и ФНС России. Начиная с 2014 года, чтобы участвовать в налоговом мониторинге, налогоплательщик в обязательном порядке должен интегрироваться в систему АИС «Налог-3».
Предоставление налогоплательщиком полного доступа к информации о своих финансовых операциях открывает налоговым органам возможность дистанционно оказывать содействие в устранении юридических и учетных неточностей в рамках операций с контрагентами, а также оперативно получать консультации, касающиеся правовых последствий нарушений, продолжила Полежарова Людмила Владимировна, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, д.э.н., доцент. В результате налогового мониторинга снижается частота выездных налоговых проверок, снижается административная нагрузка налогоплательщика на подготовку документации в ответ на требования налоговых органов, что может оказывать влияние на объем выручки налогоплательщика. Например, на практике нередко складывались ситуации, когда предприятия, по сути, прекращали работу по основному виду деятельности из-за того, что все сотрудники занимались только подготовкой документов, запрошенных налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки, фактически забросив текущую деятельность. Бывало, что налоговый орган запрашивал на выездной проверке счета-фактуры налогоплательщика в количестве 15 тысяч единиц.
Несмотря на значительный потенциал, как отмечено выше, налоговый мониторинг в данный момент ориентирован на крупный и средний бизнес. Ограничение круга участвующих в мониторинге налогоплательщиков связано с текущими техническими возможностями этой системы, не позволяющей масштабировать ее на большее число участников. При этом, устойчивая динамика роста числа компаний актуализирует вопрос о совершенствовании инфраструктуры для хранения и обработки растущих объемов данных без увеличения нагрузки на бюджет.
К концу 2026 года ФНС России планирует завершение большого проекта, именуемого «Интеграционная платформа». Этот проект направлен на создание прямого канала для постоянного взаимодействия ФНС России с налогоплательщиками. С его помощью станет возможным передавать данные в неограниченных количествах. Это не только упростит процесс «удаленного контроля», но и откроет новые возможности для развития налогового мониторинга. Платформа, которую разрабатывает ФНС России в рамках проекта, станет основой для внедрения повсеместного автоматического контроля и будет носить общеобязательный характер. Исключение человеческого фактора, упрощение налогового учета и снижение ошибок при расчете налогов сделают систему более эффективной. Это значительно упростит работу как для налогоплательщиков, так и для надзорных органов. В свою очередь, для государства такая прозрачная налоговая среда поможет сократить риски, связанные с теневой экономикой. Комплекс подобных мер создаст более здоровую финансовую среду, государство сможет лучше контролировать ситуацию, а для бизнеса данное направление поможет снизить количество административных мероприятий, позволит не нарушать производственные процессы и избежать дополнительных доначислений.
По мнению Полежаровой Людмилы Владимировны, профессора Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, д.э.н., доцента, в современных условиях цифровой экономики одним из ключевых направлений развития взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками в форме налогового мониторинга становится расширение и совершенствование института мотивированных мнений, который позволяет организациям значительно снизить налоговые риски, суммы штрафных санкций и оптимизировать затраты на внешнее консультирование. На сегодняшний день многие участники налогового мониторинга сосредотачиваются на отсутствии налоговых проверок, недооценивая значимость мотивированных мнений. Однако, именно этот инструмент является примером конструктивного партнерства между бизнесом и налоговыми органами, отражающим в себе принципы клиентоцентричности: компании получают квалифицированную консультацию от налоговой службы, а налоговая служба – возможность сократить трудозатраты на осуществление налогового администрирования будущих проверок. Концепция развития института мотивированных мнений предполагает создание порядка публикации и формирования информационного банка данных мнений. Для унификации практики применения налогового законодательства и ускорения процесса вынесения мотивированных мнений представляется целесообразным создание внутриведомственной электронной базы данных, доступных для поиска по отраслям и ключевым показателям, которая может быть разработана в виде подсистемы программного комплекса АИС «Налог-3». Это значительно упростит взаимодействие между инспекциями, например, при оценке сделок, характерных для определенной отрасли. Сотрудник налогового органа в любой части страны при подготовке мотивированного мнения сможет оперативно изучить существующие прецеденты по конкретной отрасли.
Снижение в последние годы количества выездных налоговых проверок (далее - ВНП) породило в обществе мнение, что в будущем налоговые органы могут полностью отказаться от проверок с личным присутствием налогового инспектора. Однако, представляется, что такая тенденция может создать новые риски, связанные с техническими ошибками и возможностью манипулирования информацией и документацией, предоставляемой в онлайн доступе налоговому органу. Следовательно, выездные налоговые проверки по-прежнему будут необходимы для выявления и подтверждения подобных ошибок и получения достоверных данных о налогоплательщике до момента наращивая необходимых автоматизированных мощностей ФНС России в масштабах страны, заключила Полежарова Людмила Владимировна, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, д.э.н., доцент. Кроме того, снижение количества ВНП связано не только с ведением налогового мониторинга, но и с эффективной работой налоговых органов при реализации принципов риск-ориентированного подхода.