Коняев Алексей Александрович, доктор экономических наук, доцент кафедры «Финансовые технологии» Финансового университета при Правительстве РФ считает, что в условиях цифровизации становится актуальным исследование вопросов массового внедрения цифрового рубля. В современных условиях денежная система страны должна соответствовать потребностям субъектов экономических отношений, способствовать внедрению инноваций на финансовом рынке и в экономике в целом.
Цифровой рубль – это третья форма российской национальной валюты, которая будет эмитироваться Банком России в цифровом виде. Цифровой рубль будет сочетать в себе свойства наличных и безналичных рублей. Все формы национальной валюты будут равноценными – 1 цифровой рубль будет эквивалентен другим формам.
Примечательно, цифровой рубль будет доступен всем субъектам экономики – государству (макроуровень), сегментам финансового рынка – банковскому сектору, страховому рынку и рынку ценных бумаг (мезоуровень), организациям и гражданам (микроуровень).
Внедрение финансовой технологии – эмиссия цифровой валюты заложит основу для появления новых финансовых систем банковского сектора в рамках инновационной инфраструктуры банковского рынка, таких как экосистемы, финансовые платформы – маркетплейсы, инвестиционные платформы – краудфандинговые площадки, информационные системы, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов.
Для участников финансового рынка в качестве преимуществ также заявлены: повышение конкуренции на финансовом рынке; создание инновационных финансовых продуктов и сервисов (смарт-контракты) и развитие новой платежной инфраструктуры.
Цифровой рубль позволит перераспределить ликвидность от наличных и безналичных рублей в новую цифровую форму, что позволит ограничить их отток, например, в криптовалюты. По оценке Банка России, это поможет поддержать национальную экономику. Однако, при переводе безналичных денежных средств субъектов экономики в цифровую валюту банковский сектор сможет столкнуться с рисками потери ликвидности, что может привести к ухудшению условий кредитования. В этом заключается ассиметрия ликвидности участников финансового рынка.
По мнению банковского сообщества, внедрение цифрового рубля несет в себе потенциальные риски, что может привести к перетоку 2…4 трлн. безналичных рублей из банков в цифровой рубль. И, как следствие, к дефициту ликвидности и росту ставок: переток примерно 10% наличных и безналичных денежных средств в цифровой рубль, вызовет рост кредитных ставок на 0,5 п.п. В Банке России считают, что кредиты не должны стать дороже. Наоборот, цифровой рубль будет способствовать росту ставок по банковским счетам.
В этой связи существует несколько способов пополнения ликвидности.
Первый способ заключается в сокращении объемов депозитов банковского сектора в Банке России, на которые они получают ключевую ставку в рамках недельных депозитных аукционов, либо в заимствовании ликвидности Банка России по ставке, близкой к ключевой, в рамках недельных аукционов РЕПО. При этом банковский сектор будет заимствовать в безналичной форме, конвертировать в цифровую, и в пределах определенных лимитов.
Второй способ заключается в поднятии ставок по высоколиквидным пассивам, тем самым сдержав их трансформацию в цифровой рубль.
Третий способ состоит в поднятии ставок по срочным депозитам. Их рост повысит их привлекательность в глазах субъектов экономики и ограничит переход денег в цифровой рубль с текущих счетов и срочных депозитов.
В целом, равный доступ к цифровому рублю для всех субъектов экономики приведет к снижению стоимости платежных услуг, денежных переводов и повышению конкуренции на финансовом рынке. А денежная система, объединяющая в перспективе три формы российского рубля – наличную, безналичную и цифровую, будет в полной мере удовлетворять современные потребности экономики и открывать новые финансовые возможности для внедрения инноваций в финансово-платежной сфере