Специалистами в области информационных технологий уже давно установлено, что наличие шума в наборе данных может существенно повлиять на прогнозирование любой значимой информации, что приводит к значительному снижению точности классификации и неудовлетворительным аналитическим результатам.
Проведем аналогию. Не сложно подметить, что с восприятием, анализом и классификацией экспоненциально растущего потока информации все сложнее и сложнее справляться не только детям и людям пожилого возраста, но и всем наиболее активно и продуктивно участвующим в цифровых средах людям молодого и среднего возраста. Это говорит о том, что вследствие информационного шума у потребителей информации снижаются аналитические и критически способности мышления. Если мозг перегружен объемом информации большим, чем может воспринять, может развиться отстраненность от деталей, которые должен переработать мозг.
Что же происходит? Темпы технологического развития влияют на людей. Цифровая революция во всех сферах жизни необратима и ее продолжительность неизвестна. История знает немало подобных революций, вызванных инновациями в области коммуникационных технологий от появления речи, письменности, книгопечатания, электрического телеграфа и телефона и до появления Интернета, компьютера и искусственного интеллекта. И каждый раз происходили и продолжают происходить преобразования на когнитивном уровне. Способность мозга, как органической вычислительной единицы, имеет ограниченную скорость формирования рационального суждения вследствие интерпретации сигналов, воспринятых органами чувств, и их преобразования в работоспособную ментальную модель, на основе которой мы выбираем курс действий.
Несомненно, эта способность мозга является выдающейся, однако, в условиях перегрузки от информационного шума возможны ошибки. Как же адаптироваться к новым цифровым условиям восприятия информации? В нашем чрезмерно взаимосвязанном мире может казаться, что сообщения и обновления требуют нашего постоянного внимания. Именно поэтому бывает трудно сосредоточиться на учебной задаче, полностью посвятить себя какому-то делу, достижению цели. Время, энергия мозга и внимание поглощаются вещами, которые на самом деле не имеют значения и являются информационным шумом.
Другими словами, весь мир как будто превратился в машину для массового отвлечения внимания. Какие психологические процессы за этим стоят? Как объясняют психологи, внимание бывает восходящим и нисходящим. Влияние информационного шума на восходящее внимание отвлекает и не дает сосредоточиться на том, что вы пытаетесь сделать. Нисходящее внимание – это осознанно направленное внимание на то, на чем мы решаем сосредоточиться. К сожалению, сейчас увидеть студента во время занятия, вовлеченного в учебный процесс и не отвлекающегося на информацию в мобильном телефоне, считается редкостью.
Значит ли это, что студенты в наши дни гораздо лучше справляются с многозадачностью? По мнению нейробиологов, многозадачность – это миф. На самом деле студенты просто переключаются между задачами, не уделяя им должного внимания. Каков выход из данной ситуации? Дело в том, что наш мозг обладает таким замечательным качеством, как нейропластичность, и многие ученые считают, что его можно использовать для развития более сосредоточенного ума. Метапознание представляет собой процесс активного размышления о собственном мышлении. Это, в свою очередь, запускает нейропластические изменения в мозге. Активное использование метакогнитивных стратегий, таких как планирование, мониторинг и самооценка учебных привычек, создает и закрепляет нейронные связи, что и называется нейропластичностью. Это создает положительную обратную связь, при которой улучшенные метакогнитивные навыки приводят к более эффективному обучению.
Наиболее показательно тенденция к снижению когнитивных усилий, обозначим ее как «когнитивная рассеянность», проявляется в изучении студентами иностранного языка профессиональной направленности. Это процесс, требующий использования большого количества когнитивных, эмоциональных, лингвистических, коммуникативных навыков, присущих высокоразвитой личности с высоким уровнем мотивации. По мнению Белогаш Марины Анатольевны, доцента Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ, период сконцентрированного на учебной задаче внимания и объем оперативной памяти у студентов снижается. Также студенты отдают предпочтение выполнению репродуктивных видов учебных заданий в ущерб продуктивным видам заданий, выполнение которых делегируется искусственному интеллекту. В этой связи Белогаш М.А. считает, что метакогнитивные умения студентов, предполагающие использование саморегуляции и самокотроля, могут помочь концентрировать внимание, отфильтровывать информационный шум, лучше осознавать свои мыслительные процессы. Развитию этих навыков необходимо уделять внимание, как в средней, так и в высшей школе.
Ниже приводятся результаты опроса студентов 2 курса бакалавриата Факультета Экономики Бизнеса. Выборка составила 42 человека.

Результаты исследования показывают, что в среднем по оценкам 65% студентов, наиболее активных потребителей цифрового информационного контента, способность концентрировать внимание на содержании учебных материалов, анализировать и классифицировать учебную информацию, самостоятельно регулировать процесс понимания и анализа учебной информации достаточно высокая. Однако в среднем 45% студентов либо не осознают такие метакогнитивные умения, либо оценивают их на низком уровне. Снижение способности аналитического и критического восприятия учебной информации проявляется в том, что четвертая часть студентов затрудняются дать какую-либо самооценку. В целом по ответам по всем шести позициям можно заключить, что около 13% студентов не могут оценить свои метакогнитивные умения.
В заключение следует сказать, что высокоразвитые метакогнитивные умения помогают ориентироваться не только в учебной, но и профессиональной и повседневной цифровой информационной среде, обеспечивая стратегическое планирование, избирательное внимание и саморегуляцию для более эффективной фильтрации и управления информацией. Эти навыки позволяют людям анализировать собственное мышление, чтобы определять, какая информация актуальна, критически оценивать источники, контролировать понимание и при необходимости корректировать свое восприятие во избежание информационной перегрузки.