Современный этап развития мирового образовательного пространства характеризуется усилением процессов глобализации и интенсивной цифровой трансформацией. Несмотря на ярко выраженные международные языковые тренды, русский язык не только сохраняет популярность, но и переживает новый виток интереса со стороны международного сообщества. Его притягательность неразрывно связана с богатейшей культурой и многовековыми традициями, которые продолжают не только вдохновлять к изучению произведений русской литературы и искусства, но и к созданию прочных экономических связей между странами. Как отмечается в докладе Российского совета по международным делам «Образовательная миграция в Россию: современное состояние и перспективы развития», число иностранных студентов из Китая, Индии, Египта и Ирана выросло более чем в 2 раза, а из стран СНГ – на 15–20%. Наибольшим спросом отечественное высшее образование пользуется у граждан Казахстана (55 500), Туркмении (53 300), Китая (51 200), Узбекистана (47 500) и Индии (30 300). Таким образом, в связи с увеличением количества иностранных обучающихся все большую популярность получает гибридный подход, сочетающий традиционные формы обучения с дистанционными элементами.
Важные направления развития в этой области были обозначены спикерами круглого стола «Международный диалог в сфере образования: от настоящего к будущему», который проводился Подготовительным факультетом в рамках X Международного форума Финансового университета при Правительстве Российской Федерации «Россия: образ будущего». Внедрение отечественных цифровых платформ и ресурсов в образовательный процесс. Например, образовательные порталы, интерактивные словари, онлайн-школы и разнообразные цифровые решения для иностранных абитуриентов являются удобными инструментами для популяризации и изучения русского языка. Непрерывное развитие онлайн-обучения позволяет преодолевать географические барьеры и делает российское образование доступным для глобальной международной аудитории. Для достижения указанных целей Подготовительный факультет Финансового университета работает над созданием цифрового проекта, экосистемы комплексной поддержки иностранных студентов, отметила декан факультета Марина Пухова.
Продвижение русского языка в мировое пространство через призму цифровых трансформаций. Традиционные методы (открытие центров русского языка, организация олимпиад и т.п.) эффективно дополняются и усиливаются цифровыми решениями. В данном аспекте цифровые ресурсы позволяют в кратчайшие сроки и с минимальными затратами охватить аудиторию в самых отдаленных регионах мира. Сочетание онлайн- и офлайн-форматов обучения создает устойчивую экосистему для международного сотрудничества. Несомненно, образовательный экспорт – это важнейший инструмент «мягкой силы» и экономики знаний. Но в современных реалиях Россия сталкивается с системными вызовами, такими как повышенная геополитическая напряженность и создание негативного имиджа нашей страны в зарубежных СМИ. Согласно исследованию ICEF Monitor, политическая стабильность и безопасность входят в топ-5 факторов при выборе страны для обучения для студентов из Азии и Ближнего Востока. Популяризация русского языка через цифровые платформы с привлечением площадок для диалога с широкой аудиторией (социальных сетей, популярных каналов и т.п.), становится доступным и эффективным инструментом для создания позитивного медийного образа России.
Для создания и поддержания долгосрочного успешного международного сотрудничества в части продвижения русского языка важно развивать партнерские сети с зарубежными образовательными платформами и вузами для дистрибуции российского контента, систематизировать создание и продвижение высококачественных открытых цифровых образовательных ресурсов по изучению русского языка и на русском языке. В таком вопросе важно учесть и наличие дополнительных элементов по социокультурной адаптации, что всегда открывает новые возможности по популяризации русского языка в мировом образовательном пространстве и открытому межкультурному диалогу.