Налоговое планирование субъектов малого предпринимательства в контексте основных направлений налоговой политики

В 2026 году в соответствии с Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2026-2028 гг. предусматривается завершение выхода на структурный первичный баланс бюджета, который сопровождается принятием мер по повышению устойчивости доходной базы федерального бюджета с сохранением ключевых принципов справедливости и эффективности налоговой системы для достижения национальных целей развития. В этой связи развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) должно обеспечиваться с учетом корректировки законодательства о налогах и сборах. При этом осуществление субъектами МСП налогового планирования предполагает проведение мероприятий, направленных на снижение налоговой нагрузки в рамках тех, которые закреплены в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ).

По мнению Смирновой Елены Евгеньевны, к.э.н., доцента, советника налоговой службы II ранга, доцента кафедры налогов и налогового администрирования, ведущего научного сотрудника Центра научных исследований и стратегического консалтинга Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, субъектам МСП целесообразно определиться с выбранным режимом налогообложения на следующий календарный год, проанализировав свои основные показатели и сферу деятельности.

Нужно оценить, соответствует ли бизнес специальным налоговым режимам с учетом изменений в НК РФ или возвращаться на общий режим налогообложения; необходимо ли уплачивать НДС с 2026 года, можно ли получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, есть ли право на применение налогового вычета и особых налоговых ставок; есть ли необходимость пересмотреть договоры с контрагентами с учётом налоговых изменений, в т.ч. по корректировке цен, скидок, бонусов, условий доставки; возможны ли налоговые риски, связанные с выявлением дробления бизнеса, при заключении новых договоров или пересмотра действующих, есть ли целесообразность вносить изменения; проявляется ли коммерческая (должная) осмотрительность в целях признания налоговой выгоды обоснованной, какие процедуры нужно предпринять с учётом судебной практики; есть ли предпосылки включения в план выездных налоговых проверок, насколько учитывается в налоговом планировании соблюдение общераспространённых критериев налоговых рисков.

Если с 2026 года субъект МСП становится налогоплательщиком НДС (т.е. величина доходов превышает 20 млн. руб.), следует проанализировать налоговые последствия применения общей налоговой ставки НДС и целесообразность перехода на пониженную (например, пониженная ставка не предполагает применение налоговых вычетов); особенности осуществления документооборота; варианты внесения корректировок в ценовую политику с учётом введения налога и возможные скидки для отдельных клиентов; изменения в учётную политику (для утверждения до первого января).

Если планируется проведение рекламной кампании, важно оценить налоговые последствия в части снижения налоговой базы (путем включения расходов на рекламу): проверить соответствие расходов на рекламу требованиям закона 38-ФЗ и устранить ошибки; организовать корректный документооборот по оформлению рекламных расходов и ознакомить работников, которые будут заниматься этим направлением; проанализировать правильность оформления рекламных расходов в соответствии с требованиями п. 4 ст. 264 НК РФ в целях налогообложения прибыли и необходимость их нормирования (например, это касается стоимости подарков); рассчитать последствия проведения рекламных акций с учётом обратной связи (т.к. ст. 252 НК РФ устанавливает экономическую обоснованность расходов); выбрать каналы распространения рекламы с учётом ограничений законодательства и величины бюджета; рассчитать последствия предоставления скидок и бонусов по результатам проведения рекламных мероприятий для привлечения новых клиентов.

По мнению Смирновой Е.Е., осуществление налогового планирования в части использования специальных налоговых режимов и корректного управления расходами позволит снизить налоговую нагрузку в рамках правового поля.

Другие пресс-релизы