Патентная система налогообложения: особенности квалификации договоров

Текущие трансформации в налоговом законодательстве, касающиеся, в первую очередь, малого и микробизнеса, повысили актуальность налогового планирования субъектов предпринимательства. Бизнес прогнозирует налоговую нагрузку на разных режимах налогообложения: для одних приемлемым будет «безНДСная» автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН), для других – упрощенная система налогообложения (УСН) с пониженными ставками НДС, третьи предпочтут сохранить возможность применять патентную систему налогообложения (ПСН) при соответствии лимитам по средней численности сотрудников и выручке (20 млн руб. в 2026 г. при условии, что выручка за 2025 год не превысила 20 млн. руб. совокупно по УСН и ПСН).

Изначально целью такого «дешевого» специального режима как ПСН была, с одной стороны, поддержка индивидуальных предпринимателей и стимулирование их предпринимательской активности за счет создания комфортных условий налогообложения. С другой стороны, установление такого режима поспособствовало «обелению» бизнеса, находившегося в тени. Однако впоследствии льготный режим налогообложения все чаще стал использоваться как способ незаконной оптимизации налоговой нагрузки через подмену сущности договора формой, через фиктивное «подстраивание» под лимиты и ограничения или разрешенный вид деятельности. Доценты Кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ Анна Клоницкая и Марина Пьянова проанализировали риски переквалификации договоров на патентной системе налогообложения.

«В соответствии с пп.5 п.6 ст. 346.43. НК РФ оптовая торговля и торговля по договорам поставки запрещены при применении ПСН. На основании данных ограничений нередко индивидуальные предприниматели ошибочно полагают, что продажи юрлицам на патенте в принципе запрещены, другие же делают вывод, что приобретение юрлицом товаров (работ, услуг) у ИП на патенте возможно в случае, если в дальнейшем эти товары (работы, услуги) не используются в предпринимательской деятельности. Третьи – осуществляют торговлю юрлицам под прикрытием договоров розничной купли-продажи. Законодательно ограничения в отношении реализации товаров, работ, услуг юрлицам касаются только нескольких патентных видов деятельности, поэтому важно внимательно их проверять на наличие указания в них на категорию покупателей. Если, к примеру, у ИП мойка и подотчетное лицо покупателя-юрлица расплатилось корпоративной картой, отдав служебный автомобиль в мойку, такая услуга будет законной в рамках ПСН по виду деятельности «химическая чистка, крашение и услуги прачечных». Под полный же запрет на патенте попадает оптовая торговля и работа по договорам поставки. Договор поставки, являясь разновидностью договора купли-продажи, основан на наличии предпринимательской цели использования приобретенных товаров, не связанных с личным, семейным, домашним использованием. При этом использование в предпринимательских целях означает не только дальнейшую перепродажу приобретенных товаров, но и использование их для обеспечения такой деятельности. В рамках договора розничной купли-продажи покупателем может быть и юрлицо, однако важным является в таком договоре отсутствие признаков договора поставки. Однако если приобретение товаров происходит в стационарном объекте, за наличный расчет или корпоративной картой, то последующее использование приобретенных товаров продавец выяснять не должен, и такая сделка является законной в рамках патента по розничной торговле. Если, к примеру, сотрудником юрлица разово приобретается в салоне за наличный расчет букет цветов для представительского мероприятия – претензий со стороны налоговых органов быть не должно. Заключение договоров розничной купли-продажи с юрлицами при наличии признаков договора поставки при применении патента по розничной торговле, влекут за собой высокие налоговые риски. В случае переквалификации договора розничной купли-продажи в договор поставки ИП теряет право на применение ПСН с начала налогового периода, в котором произошло нарушение (начало срока действия патента) с пересчетом налоговых обязательств по сопутствующей патенту системе налогообложения. Поэтому для минимизации налоговых рисков переквалификации договоров розничной купли продажи в договора поставки предпринимателям следует изначально доход по договорам с признаками договора поставки облагать в рамках иного режима налогообложения (общего или упрощенного)» - заключила Анна Клоницкая.

Марина Пьянова отмечает, что «еще одним интересным моментом, который при наличии четкой законодательной основы все же приводит к двоякому толкованию у предпринимателей, является возможность продажи на патенте товаров через интернет, например, посредством маркетплейсов. Несмотря на то, что торговля через интернет не признается розничной торговлей и в отношении такого вида деятельности не разрешено применение ПСН (Письмо Минфина РФ от 11.12.24 №03-11-11/125057), она не является запрещенной при применении патента, но только при одновременном выполнении двух условий: 1. ИП продает собственные произведенные товары. 2. Патент взят под производственный вид деятельности. Все дело в том, что реализация собственной продукции рассматривается не как отдельная деятельность, а как часть производственного процесса. Производство товаров подразумевает дальнейшую их реализацию, поэтому эти этапы не могут существовать обособленно. При выборе производственного патента важно понимать, что товарами, подлежащим обязательной маркировке, торговать нельзя. Несмотря на то, что перечень необходимой к маркировке продукции растет с каждым годом, в патентной деятельности речь идет только о шубах, изделиях из меха, обуви и маркируемых лекарствах. Здесь стоит затронуть важный нюанс. Такое ограничение не распространяется на предпринимательскую деятельность в виде «ремонта и пошива швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов …. по индивидуальному заказу населения».

Следует отметить, что предприниматель должен применять ПСН параллельно с другой системой налогообложения, в рамках которой будут облагаться доходы, которые не относятся к виду деятельности, на который выдан патент. Даже если ИП не планирует вести иной вид деятельности, у него могут возникнуть внереализационные доходы, такие как проценты по депозиту или банковский кэшбэка, которые не могут быть отнесены к деятельности по ПСН, а значит должны облагаться в рамках сопутствующей системы.

«Применение патентной системы налогообложения требует от предпринимателей особого внимания в части корректной квалификации заключаемых договоров соответствия фактической деятельности, заявленной в патенте, а также соблюдения законодательно установленных лимитов. Связано это как с нюансами для применения каждого отдельного вида деятельности (ст. 346.43 НК РФ), так и региональными законодательными особенностями (в части установления дополнительных видов деятельности, определения сумм потенциально возможного к получению дохода, введения дополнительных ограничений для применения ПСН и др.). Регулярный мониторинг деятельности на предмет соответствия критериям применения патентной системы налогообложения минимизирует налоговые риски предпринимателей и позволяет сохранить комфортную налоговую нагрузку». – резюмировали эксперты.

Другие пресс-релизы