FREE ZONE в ОАЭ интересны для российского бизнеса

В условиях глобальной налоговой реформы и усиления международных ограничений государства переосмысливают инструменты налоговой политики, стремясь одновременно удержать капитал, поддержать национальные компании и снизить уязвимость перед внешним давлением. На этом фоне особую роль приобретают национальные режимы, которые сочетают требования к экономической субстанции с налоговыми преференциями. По мнению Полежаровой Людмилы Владимировны, профессора Кафедры налогов и налогового администрирования Факультета налогов аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, д.э.н., доцента, свободные экономические зоны ОАЭ - Free Zone - являются яркими примерами таких инструментов адаптации к международным стандартам при сохранении привлекательной деловой среды, ориентированных на привлечение операционного международного бизнеса и создание конкурентной инфраструктуры. В условиях санкционных ограничений и проблем ведения бизнеса за рубежом, с которыми столкнулись российские организации, ОАЭ сегодня стали самой востребованной юрисдикцией, где российский бизнес строит свои зарубежные структуры и продвигает внешнеэкономическую деятельность.

Свободные экономические зоны ОАЭ формируются на уровне отдельных эмиратов и представляют собой «автономные юрисдикции» со своими судами, регуляторами и корпоративными правилами. Их назначение — создание современной инфраструктуры для международного операционного бизнеса, торговли, логистики и профессиональных услуг. Регистрация резидентов осуществляется не на федеральном уровне, а непосредственно в зоне, что обеспечивает высокую гибкость и разнообразие условий. Модель Free Zone в ОАЭ ориентирована на транзитный, международный, формирующий доход бизнес, а не на «проводящие» структуры или защиту активов.

Для понимания эволюции режима свободных экономических зон ОАЭ, продолжает Полежарова Людмила Владимировна, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, д.э.н., доцент, особое значение имеет международный регуляторный контекст, в котором в последние годы развивались ОАЭ. Именно данный контекст во многом определил текущую логику регулирования и уровень требований к компаниям-разидентам свободных зон. Так, в 2022 году ОАЭ были включены FATF в «серый список» как юрисдикция, требующая усиленного мониторинга в сфере противодействия отмыванию доходов. Это побудило государство провести масштабные реформы — ужесточить регулирование, усилить комплекс мер и процедур, направленных на предотвращение использования финансовых систем (банков, криптобирж и т.д.) для легализации доходов, полученных преступным путем, и повысить прозрачность финансовых операций. По итогам этих реформ ОАЭ были исключены из «серого списка» в 2024 году, а затем — и из перечня стран с высоким риском в ЕС. Эти изменения показали, что современная модель Free Zones формируется уже в условиях более строгих международных регуляторных требований, что существенно отличает её от прежнего восприятия ОАЭ как мало-регулируемой юрисдикции. Требования к компаниям в Free Zones в наши дни стали заметно строже, а контроль — более системным и постоянным. Это объясняет, почему модель ОАЭ в последние годы смещается в сторону повышенной регуляторной дисциплины и подтверждения реальной деловой активности.

В свободных экономических зонах ОАЭ субстанция имеет функциональную логику. Статус «квалифицированного лица» с нулевой ставкой корпоративного налога - QFZP (Qualifying Free Zone Person) — предоставляется при условии, что компания осуществляет свою основную деятельность, приносящую доход (core income-generating activities), именно внутри зоны, располагает необходимым штатом высоко-квалифицированных сотрудников на условиях полной занятости (qualified full-time employees), физически присутствующих в зоне, располагает необходимым активами и затратами, соразмерными масштабам бизнеса, а также использует аутсорсинг исключительно внутри зоны. В Free Zones входной порог низок, однако, дальнейшее применение льгот связано с постоянным контролем, что требует от компании непрерывного поддержания требуемого уровня субстанции. Федеральное налоговое управление ОАЭ регулярно проводит проверки, и несоблюдение условий резидентом приводит к утрате льготы, применению общеустановленной ставки корпоративного налога в размере 9% к соответствующему доходу и возможным штрафам.

В ОАЭ в соответствии с рекомендациями ОЭСР, известными как GloBE Ruls, введено минимальное налогообложение прибыли по эффективной ставке налога не менее 15%. Эти правила распространяются на крупнейшие международные компании (годовой объем прибыли которых превышает сумму, эквивалентную 750 млн. евро, в течение двух из последних четырех финансовых годов, предшествующих налоговому периоду, в соответствии с данными консолидированной финансовой отчетности). Развитию Free Zones такое налогообложение не противоречит и не препятствует.

Налогообложение доходов от источников в Российской Федерации, получаемых резидентами свободных экономических зон ОАЭ, регулируется новым соглашением об избежании двойного налогообложения, подписанным Россией и ОАЭ в 2025 году (применяется с 2026 года). Соглашение закрепляет ставку в размере 10% в государстве-источнике в отношении выплачиваемых дивидендов, процентов или роялти. Наличие статуса QFZP и нулевая ставка корпоративного налога в свободной зоне ОАЭ не влияет на удерживаемые в России налоги: их налогообложение регулируется не эмиратскими законами и льготами, а положениями международного соглашения и Налогового кодекса Российской Федерации. В обратной ситуации, когда российские холдинги будут получать дивиденды от резидента свободной зоны ОАЭ, с учетом статьи 284 НК РФ будет возможно снизить ставку налогообложения таких доходов до 0% в обеих юрисдикциях (если ОАЭ, как ожидается, будут исключены в 2026 году из «черного списка офшоров» Минфина России).

Free Zones активно развиваются и растут. Так, по итогам 2023 года в DMCC («Dubai Multi Commodities Centre»), крупнейшей зоне Дубая, зарегистрировано более 24 тыс. компаний. В JAFZA («Jebel Ali Free Zone») количество резидентов составляет порядка 10–11 тыс. по итогам 2023–2024 гг. Финансовый центр ADGM («Abu Dhabi Global Market»)  публикует данные в иной логике: он фиксирует число «активных лицензий», которое достигает нескольких тысяч, включая сотни финансовых институтов; точные сопоставимые цифры варьируют в зависимости от отчётного периода и типа лицензий. Крупная мультисекторальная зона RAKEZ («Ras Al Khaimah Economic Zone») демонстрирует значительный рост: в 2024 году она привлекла порядка 13 тыс. новых компаний, а общее число действующих компаний оценивается в 25–35 тыс. (в зависимости от включения филиалов и отдельных лицензий). Зоны Шарджи - SAIF («Sharjah Airport Free Zone») и «Hamriyah Free Zone» - сообщают о притоке свыше 1600 международных компаний только за 2024 год.

Таким образом, заключает Полежарова Людмила Владимировна, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, д.э.н., доцент, Free Zones ориентированы на развитие международного операционного бизнеса, наращивание торговых потоков и создание современной экономической инфраструктуры. Для российских компаний, ориентированных на международную деятельность, торговлю, логистику и услуги, инфраструктура свободных экономических зон ОАЭ предоставляет востребованные возможности, налоговую гибкость и деловую среду, обеспечивает при этом соответствие международным регуляторным требованиям.

Другие пресс-релизы