Сценарии возврата замороженных суверенных активов России

По сообщениям агентства Politico, поступившим 2 декабря 2025 года, представители администрации Соединённых Штатов Америки выступают за возвращение Российской Федерации замороженных суверенных активов в качестве компонента вероятного мирного урегулирования украинского конфликта. Заявление США о возврате активов создаёт окно переговоров, однако анализ показывает попытку трансформации, а не возврата средств. Содержательный анализ предлагаемого механизма разблокировки выявляет фундаментальное противоречие между риторикой о «возврате активов» и действительным процессом, который, по всей вероятности, будет предложен Западом.

Напомним, речь идёт о государственных резервах Банка России, размещённых за границей, в объёме, оцениваемом в пределах $300 млрд. Эти активы, хранящиеся преимущественно в депозитариях Европейского союза и подвергнутые заморозке из-за санкционных мер: казначейских облигациях, евродолларовых депозитах, золотовалютных запасах. Со стороны западных стран и компаний, базирующихся в них, речь идёт об активах в диапазоне $150–190 млрд, которые включают в себя имущество, находящееся в Российской Федерации: доли акционерного капитала промышленных предприятий, недвижимость, банковские активы, права требования и прочие активы. В рамках вероятного мирного урегулирования технический механизм разблокировки взаимных активов видится не как простой возврат к статус-кво, а как сложная финансовая инжиниринговая операция с глубокими геополитическими последствиями. Ее основной целью станет трансформация природы замороженных суверенных резервов России в ряд других активов.

2 декабря 2025 Европейская комиссия представила юридически уязвимый план по финансированию Украины в размере €90 млрд посредством механизма, именуемого «репарационный кредит». Он предусматривает использование €165 млрд замороженных суверенных резервов Российской Федерации, хранящихся преимущественно в бельгийском депозитарии Euroclear. Общий объём замороженных российских суверенных резервов составляет €210 млрд, из которых €185 млрд размещены на счетах Euroclear. Предложение Еврокомиссии прямо противоречит установленным нормам международного права, касающимся суверенного иммунитета государств и неприкосновенности их государственной собственности. Согласно статье 5 Конвенции Организации Объединённых Наций 2004 года о юрисдикционном иммунитете государств и их собственности, «государство пользуется иммунитетом в отношении себя и своего имущества от юрисдикции судов другого государства». Данное положение закрепляет фундаментальный принцип, в соответствии с которым суверенные государства не могут быть притянуты к ответственности в национальных судах иностранных государств без их согласия. Ещё большую значимость имеет статья 21 той же Конвенции, которая предоставляет абсолютный и безусловный иммунитет от принудительного исполнения решений судов в отношении активов центральных банков государств. Данный иммунитет распространяется в полной мере на активы, которые используются центральными банками для целей управления валютными резервами и обеспечения финансовой стабильности государства. Суверенные валютные резервы, находящиеся в Euroclear, являются в полной мере объектом защиты, предусмотренной данной статьей, так как они составляют ядро финансовой безопасности Российской Федерации.

Предложение Еврокомиссии предусматривает принятие решения об экспроприации иностранных суверенных активов путём голосования по процедуре квалифицированного большинства в соответствии со статьёй 269 Договора о функционировании Европейского союза (Article 269 TFEU). Такой механизм допускает принятие решения без достижения консенсуса со стороны всех 27 государств-членов Союза. Однако данное предложение создаёт серьёзное нарушение принципа равного суверенитета государств в системе международного права. В данном случае Бельгия, которая де-факто является хранителем российских активов через учреждение Euroclear и несёт основную часть юридического, финансового и политического риска в случае принятия предложенного плана, официально заявила о своём несогласии с предложением. Игнорирование позиции одного из государств-членов, особенно в вопросе, где именно это государство несёт основную ответственность, нарушает установленные принципы принятия решений в Европейском союзе и демонстрирует попытку навязать волю большинства меньшинству через нарушение процедурных и материальных норм.

Реализация плана Еврокомиссии создаёт серьёзные риски для Европейской финансовой системы и глобального финансового порядка. Лаборант лаборатории «Фининвест» Финансового университета при Правительстве РФ Роман Шилин выделил ключевые из них:

Первый касается неизбежности российских судебных исков. Согласно нормам международного права, Российская Федерация будет вынуждена инициировать разбирательства против Euroclear, Европейского союза, Бельгии и государств-членов ЕС в Международном суде ООН, Европейском суде по правам человека, третейских судах и национальных судах. Такие разбирательства будут продолжаться десятилетия, создавая правовую неопределённость и подрывая деятельность финансовых рынков.

Второй состоит в потере доверия к европейским финансовым учреждениям. Экспроприация суверенных активов создаёт прецедент, вынуждающий центральные банки Китая, Индии, Бразилии и других государств пересмотреть целесообразность размещения резервов в Европе. Это приведёт к систематической миграции активов в неевропейские юрисдикции, ослабляя позицию европейских депозитариев.

Третий – долгосрочное снижение репутации Европы. На протяжении столетий Европа позиционировала себя как надёжный финансовый центр, основанный на верховенстве закона и защите прав собственности. Реализация плана по экспроприации продемонстрирует, что право собственности в Европе не гарантировано и может быть нарушено в политических целях. Это вызовет системный отток инвестиций из европейских финансовых центров.

Хотя Еврокомиссия предложила защиту Бельгии и Euroclear от возможных исков, однако имеется критический изъян: она предполагает гарантии от государств-членов ЕС, которые юридически и финансово неисполнимы в случае решения международного суда в пользу России.

По мнению заведующего лабораторией «Фининвест» Финансового университета при Правительстве РФ Перехода Сергея Александровича существует два варианта разрешения спора об активах:

Механизм предусматривает взаимный зачёт претензий между Россией и государствами Запада посредством национализации и структурированного клиринга. Российская Федерация издаёт указ о полной национализации оставшихся активов недружественных стран, включая акции энергетических компаний, банковские учреждения (типа Райффайзена), производственные мощности и объекты розничной торговли. Все национализированные активы упаковываются в единый Государственный компенсационный фонд, который формально выкупает остающиеся активы западных компаний и предлагает компаниям требования к данному фонду. Западные государства проводят многосторонний зачёт: правительства стран G7 списывают часть замороженных российских резервов (разница между стоимостью компенсируется по Сценарию 2) для выплаты компенсаций своим корпорациям через Euroclear и OFAC, в то время как корпорации уступают государству свои права на активы, находящиеся в России. Средства зачисляются на спецсчета западных корпораций. В результате Российская Федерация получает полный и бесспорный юридический титул на национализированную собственность (доли в Газпроме, Роснефти, экс-активы BP и Shell), закрывая данный вопрос для будущих судебных исков. Запад возвращает своим инвесторам ликвидность. Это решает юридическую проблему Запада—экспроприация активов совершается самой Россией в форме взаимного обмена, а не путём явного нарушения норм суверенного иммунитета.

Сценарий 2: Юаневый мост

Данный сценарий является более вероятным вариантом разрешения спора. Соединённые Штаты и Европейский союз не могут осуществить прямой перевод $300 млрд на счета российских финансовых учреждений без подрыва санкционной риторики перед внутренней аудиторией. Механизм предусматривает децентрализованную продажу замороженных еврооблигаций траншами через посредников в системе БРИКС (Новый банк развития, банковские учреждения ОАЭ и Китая) для минимизации дисбалансов на финансовых рынках. Вырученные средства конвертируются в офшорный юань или золото. Средства зачисляются на корсчета Банка России в банках дружественных стран. В результате $300 млрд трансформируются в целевую кредитную линию в юанях/дирхамах/рупиях.

В заключении стоит отметить, что встреча лидеров европейских стран 5 декабря 2025 года в Брюсселе завершилась безрезультатно. Отсутствие консенсуса в Европейском союзе и позиция Бельгии свидетельствуют о том, что полное отчуждение средств Российской Федерации не будет реализовано. Подчеркнём, что все антироссийские санкции не имеют легитимного основания в международном праве и нарушают нормы суверенного иммунитета. Однако из соображений долгосрочной стабильности сторонам необходимо проявить гибкость на пути к мирному урегулированию. Условия мира должны включать полную отмену всех санкций без возможности их восстановления, разрешение всех споров через Международный суд ООН, независимый мониторинг от нейтральных стран, справедливый клиринг активов по рыночной стоимости. Необходимо также обеспечить адресное финансирование новых регионов России, Крым и приграничных областей. Одностороння экспроприация активов не может быть приемлемой, так как препятствует миру и подрывает глобальный финансовый порядок. Предложенный гибридный подход обеспечивает справедливый компромисс без эскалации.

Другие пресс-релизы