Рынок цифровых финансовых активов растет, привлекая новых субъектов предпринимательства в качестве эмитентов, а также граждан как инвесторов. По данным отчетности операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск данных финансовых активов за 9 месяцев 2025 года, число действующих выпусков ЦФА за год увеличилось в 2,2 раза и составило 1 285, совокупный объём размещений превысил 623 млрд рублей. Это существенная часть финансового рынка нашей страны, а данный финансовый инструмент уже сложно назвать только корпоративным. Рынок цифровых финансовых активов интересен как квалифицированным, так и неквалифицированным инвесторам.
Кроме этого, в этом году очередным этапом взросления рынка цифровых финансовых активов создание Ассоциация рынка цифровых прав в качестве экспертного независимого объединения, которое фокусируется на развитии рынка цифровых прав, цифровых активов и цифровых валют, с целью формирования сильной профессиональной позиции отрасли, продвижения регуляторных инициатив и запуска совместных проектов, повышающих доверие и прозрачность рынка. Создание данного объединения является, по мнению Елены Баракиной, доцента кафедры международного и публичного права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, очень своевременным шагом, поскольку сейчас рынок переживает значимый период, связанный с выходом и закреплением позиций на международном пространстве.
В настоящее время этот рынок переживает сложности, ранее актуальные для рынка краудфандинга, связанные с просрочками платежей по обязательствам эмитентов по выпущенным цифровых финансовых активам. По прогнозам операторов инвестиционных платформ, до конца 2025 года на рынке цифровых финансовых активов примерно по 10 выпускам, т.е. по менее 1 % от общего количества выпусков. Однако, даже с учетом столь небольшого процента таких выпусков, представители Ассоциации данного рынка не оставили этот вопрос без внимания и обратились к опыту рынка облигаций, высказав мнение о необходимости введения единого стандарта анализа эмитентов. Стандарт подобного эмитентов ценных бумаг включает законодательные требования, методы анализа, использование показателей и, в некоторых случаях, присвоение рейтингов. Однако возникает вопрос, как соблюсти баланс между интересами инвесторов, которые, безусловно, хотели бы снизить риски дефолтов и просрочек по платежам от эмитентов, и последними, которых привлекали простота процедуры выпуска цифровых прав.
Следует отметить, что государство стремится урегулировать данный вопрос. В декабре 2025 года был внесен в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации законопроект, разработанный при участии указанной выше Ассоциации, который предлагает правовой механизм нивелирования рисков, связанных с неплатежами. В пояснительной записке отмечено, что действующее законодательство предусматривает возможность обеспечения ипотекой обязательств, удостоверенных ЦФА, однако специальный правовой механизм ее регистрации отсутствует, что ограничивает возможность ее использования в качестве обеспечительного инструмента. Введение механизма регистрации ипотеки, обеспечивающей ЦФА, повысит защищенность прав инвесторов, что будет способствовать увеличению доверия к таким инструментам, что создаст дополнительные возможности для привлечения финансирования и расширения сферы применения цифровых финансовых активов в экономике. Законопроектом предлагается закрепить возможность самостоятельного порядка государственной регистрации ипотеки, обеспечивающей ЦФА, и установить основные права и обязанности сторон ипотечных правоотношений при выпуске ЦФА. Принятие законопроекта окажет положительное влияние на развитие рынка ЦФА, создаст новые механизмы кредитования и повысит инвестиционную привлекательность таких активов.
Таким образом, рынок цифровых прав за последние три года занял значимое место в финансовом рынке нашей страны. Даже проявления некоторых проблем, являются очередным этапом в развитии, а принятые решения будут способствовать дальнейшему расширению и реализации общего тренда токенизации реальных активов. Однако, при принятии необходимых решений следует найти баланс интересов эмитентов и инвесторов, и это может быть не только в создании обеспечительных мер и уточнении анализа эмитентов, но и иных вариантов развития, например, через создание страховых механизмов, как это делается отдельными операторами инвестиционных платформ.