Университеты бизнеса

Чем компании и вузы могут помочь друг другу
Андрей Гордеев / Ведомости

Опрошенные «Ведомости. Наукой» представители вузов и бизнеса выделяют два главных направления взаимодействия: это преодоление кадрового голода через запуск актуальных образовательных программ и совместные исследовательские проекты, которые позволяют создавать и оперативно внедрять новейшие научные разработки.

Наука на будущее

Эффективность сотрудничества университета с бизнесом должна определяться по нескольким показателям, считает ректор Южного федерального университета (ЮФУ) Инна Шевченко. Один из них – объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), выполняемых по коммерческим заказам. Это важно не только потому, что продвигает вперед отечественную науку: если бизнес не ставит перед вузом технологических задач, то учебное заведение не сможет готовить специалистов с пониманием актуальных требований, объясняет она. Сложность в том, что прогрессивный вуз сам начинает конкурировать с бизнесом за тех, кого обучает, потому что ему нужны молодые ученые. Снизить эту конкуренцию помогает открытие базовых кафедр и лабораторий совместно с ведущими игроками отраслей, на которые ориентируется учебное заведение.

Если участие представителей бизнеса в преподавании распространено во всем мире, то создание базовых кафедр – это специфическая российская практика взаимодействия, объяснял директор проектов «СберУниверситета» Дмитрий Коваленко на конференции этого вуза «Больше, чем обучение». На таких кафедрах специалисты компании либо участвуют в создании образовательных программ, либо ведут отдельные курсы. Компании со своей стороны дают учащимся возможность стажироваться в реальном бизнесе.

Подобные проекты трансформируют процесс обучения и даже пространство – в ЮФУ целый корпус был перестроен для подготовки айтишников и теперь представляет собой лабораторию, в которой решаются задачи для таких заказчиков, как, например, РЖД, рассказывает Шевченко.

Еще одна модель сотрудничества вуза с будущими работодателями – взаимодействие с крупными государственными корпорациями, т. е. работа по госзаказу, продолжает Шевченко. Например, ЮФУ с учетом своей специализации в радиоэлектронике и компонентной базе создал передовую инженерную школу и центр инженерных разработок с корпорацией «Ростех».

Важно, чтобы представители вузов входили в научные советы корпораций, а университет привлекал таланты из бизнеса – как в качестве научных сотрудников, так и в качестве преподавателей, отмечает Шевченко.

В июне 2023 г. UC Rusal и Сибирский федеральный университет (СФУ) на Петербургском международном экономическом форуме заключили соглашения о сотрудничестве в развитии новых направлений применения алюминия.

Совместная деятельность будет направлена на развитие университетской науки, инжиниринга, опытного производства и подготовки кадров в целях повышения глубины переработки и расширения направлений использования алюминия и сплавов на его основе в российской экономике. UC Rusal станет индустриальным наставником, а также опытной производственной площадкой проекта, цель которого – расширить применение алюминия в строительстве, авиа- и автомобилестроении, производстве упаковки, сообщил «Ведомости. Науке» представитель компании.

Утолить кадровый голод

Сейчас две трети кейсов успешного сотрудничества бизнеса и вузов в России, по оценке Коваленко, связаны именно с подготовкой кадров. Кадровый голод испытывают почти все отрасли российской экономики. Как выяснили эксперты лаборатории конъюнктурных опросов Института экономической политики им. Гайдара, дефицит быстро растет: если в апреле на нехватку работников жаловались представители 35% предприятий, включенных в мониторинг, то в июле проблема стала актуальной для 42% – и это самый высокий показатель за 31 год проведения исследования.

Исследования ВШЭ это подтверждают: летом 2023 г. индекс кадровой уязвимости достиг максимального значения почти для всех отраслей российской промышленности, но выше всего он в сфере производства транспорта, электронного оборудования и нефтепродуктов.

Реализация человеческого потенциала – ответственность вуза и бизнеса, уверен ректор Российской экономической школы Антон Суворов. Ключевые задачи вузов в этой области – привить студентам умение и желание учиться и подготовить их к рынку труда, тогда как роль бизнеса – обеспечить квалифицированный спрос на выпускников, адекватно и справедливо оценивать их знания и труд, помогая вузам учебными курсами, стажировками и совместными проектами

Чему учит бизнес

Для «Росатома» совместная работа со школами, колледжами и вузами – это часть управления рисками, потому что каждой атомной станции нужны десятки тысяч специалистов, подготовить которых способна только сама корпорация, рассказывала на конференции «СберУниверситета» Гульнара Биккулова, заместитель гендиректора в корпоративной академии «Росатома». Кроме того, помимо строительства атомных станций в госкорпорации развивается еще 80 бизнес-направлений, например ветрогенерация, перевозки по Северному морскому пути, ядерная медицина, и это направления, специалистов по которым раньше просто не было.

В 18 опорных вузах «Росатом» системно готовит кадры для всех своих станций как в России, так и за рубежом, у компании много долгосрочных программ обменов с международными университетами, значительная часть которых продолжает действовать и сейчас. На условиях софинансирования «Росатом» в рамках федерального проекта по подготовке инженерных кадров участвовал в создании трех передовых инженерных школ в вузах. В итоге каждый год на стажировки в компании приходит 4000 студентов и выпускников и половина из них остается работать в компании.

UC Rusal и его крупнейший акционер En+ участвуют в экспериментальной программе (проекте) «Профессионалитет» Министерства просвещения, поддержав создание двух образовательных кластеров из шести средних профессиональных учебных заведений. «Академия IT» UC Rusal готовит специалистов по IT-направлениям и предлагает им с 4-го курса трудоустроиться в En+ Digital – в 2022 г. около половины пришедших на стажировку воспользовались такой возможностью. Студентов 25 учебных заведений En+ и UC Rusal поддерживают стипендиальной программой, выплачивая им по 25 000 руб. в месяц. В прошлом году стипендию получали более 100 студентов, обучающихся педагогике, медицине, металлургии и энергетике.

Сотрудничая с вузами, «Сбер» готовит для себя не только кадры, но и клиентов. В 2021 г. он совместно с МФТИ открыл школу бизнеса высоких технологий, в которой студенты при поддержке специалистов «Сбера» два года строят свои стартапы. «Развитие предпринимательства в студенческом сообществе для нас сфера большого интереса и приложения усилий, потому что значительная часть растущего поколения мечтает работать не в корпорации, а на себя, и наша задача – объяснить им, как построить бизнес и им управлять. Потом «Сбер» сможет обслуживать этот бизнес как банк», – говорит директор центра академических партнерств компании Ольга Цуканова.

IT на вырост

Из-за демографической ямы и высокой конкуренции IT-компаниям тоже не хватает квалифицированных кадров, признает директор по взаимодействию с разработчиками «Яндекса» Сергей Бережной.

Для IT-сферы молодые специалисты – это будущее компании, поэтому VK начал развивать образовательные программы 11 лет назад, говорит директор по образовательным проектам VK Анна Степанова. Сейчас их у компании более десятка – внутрикорпоративных и совместных с образовательными учреждениями, по поддержке школьников, студентов колледжей и вузов. Интерес к ним быстро растет: если до пандемии через такие программы проходило 4000 выпускников в год, то в 2022 г. – уже 10 000. Ребята, участвующие в проектах, трудоустраиваются на специально выделенные позиции для молодых специалистов и более 1200 студентов уже стали сотрудниками VK, отметила Степанова.

«Сбер» развивает более 60 совместных программ с вузами, они направлены на подготовку специалистов в разных сферах – от IT до юриспруденции, рассказывала Цуканова. Участники образовательных программ приходят в «Сбер» на стажерские программы, и примерно 60% из них переходят работать в компанию. «Для нас это очень ценный источник кадров», – отмечает Цуканова.

«Яндекс» более 15 лет ведет совместную работу с вузами, в ВШЭ работает базовая кафедра компании и созданный на ее основе факультет компьютерных наук, в 2022 г. компания открыла Высшую школу программной инженерии в МФТИ и Санкт-Петербургском государственном университете. У Школы анализа данных «Яндекса» пять филиалов в России и один в Белоруссии. Здесь идет подготовка специалистов по машинному обучению, рассказывал на конференции «СберУниверситета» директор по образованию «Яндекса» Сергей Бражник. Школы базируются в крупнейших вузах регионов и проводятся в формате партнерских программ в магистратуре. «Мы выпустили на наших образовательных программах в общей сложности 1300 человек, и 800 из них работают в «Яндексе», – рассказывает Бражник.

Когда в 2007 г. «Яндекс» создавал первую программу для Школы анализа данных, специалистов по машинному обучению в стране не было. «Это была чистая инвестиция в будущее. Сейчас рынок таких специалистов появился, в их подготовке участвуют большие игроки, но нам надо продолжать закидывать деньги в топку, чтобы в компанию приходили люди с актуальными знаниями», – рассказывает Бражник.

До недавнего времени для бизнеса не представляло проблемы купить на рынке готовую технологию, отмечал научный руководитель ВШЭ Ярослав Кузьминов на Ясинской международной научной конференции в апреле 2023 г.

«Сейчас происходит объективный ренессанс университетской науки, инжиниринга. Надо адаптировать, развивать, делать обратный инжиниринг, реинжиниринг, отбирать новые технологии, компилировать их между собой. И это затрагивает все компании, буквально каждый крупный бизнес стоит перед необходимостью что-то развивать, иметь свой R&D, свой инжиниринг. Тем не менее вне НИИ и университетов пока нет такого потенциала», – уверен он.