«Они искажают трансферный рынок». УЕФА собирается бороться с мультиклубными сетями

    Количество клубов, объединенных общими владельцами, за 10 лет выросло с 40 до 180
    Наличие общего спонсора не помешало австрийскому «Зальцбургу» и немецкому «Лейпцигу» встретиться в групповом турнире Лиги Европы в 2018 г. /imago / Sven Simon

    Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) выразил обеспокоенность популярным трендом на создание мультиклубных сетей, объединенных инвестициями одного или нескольких владельцев. Об этом говорится в ежегодном отчете УЕФА, посвященном лицензированию клубов.

    О широком распространении данной бизнес-модели свидетельствуют цифры. В 2012 г. в мультиклубных сетях участвовали 40 команд со всего мира, к концу 2022 г. их стало 180. Также сообщается, что более 6500 игроков по всему миру зарегистрированы в клубах, имеющих отношение к общей инвестиционной структуре.

    «Рост инвестиций в несколько клубов может создать существенную угрозу честности европейских соревнований, поскольку растет риск того, что два клуба, принадлежащих одному и тому же владельцу, будут противостоять друг другу на поле», – говорится в сообщении УЕФА.

    Опасения УЕФА связаны с риском недосчитаться денег за трансферные сборы. Это обусловлено двумя факторами. Во-первых, клубам, входящим в инвестиционные группы, проще согласовать между собой стоимость перехода того или иного игрока, не ориентируясь на реальный порядок цен. «Это угрожает подорвать честность игры и исказить трансферный рынок», – отмечают авторы отчета. Во-вторых, большая часть переходов внутри мультиклубных сетей оформляется как бесплатные трансферы, что также оставляет УЕФА без отчислений.

    Инвесторам и группам инвесторов обычно запрещено владеть значительными пакетами акций более чем одного клуба из одной страны. При этом они могут инвестировать в команды из разных лиг. Одна из самых известных мультиклубных сетей – City Football Group, созданная холдингом Abu Dhabi United Group из ОАЭ. В эту сеть входят 12 футбольных клубов во главе с действующим чемпионом Англии «Манчестер Сити», который на 100% принадлежит Abu Dhabi United Group.

    Одна из самых известных структур в мировом футболе создана производителем энергетических напитков «Ред Булл». В эту сеть входят немецкий «Лейпциг», австрийский «Зальцбург», бразильский «Брагантино» и американский «Нью-Йорк». Осенью 2018 г. «РБ Лейпциг» и «Ред Булл Зальцбург» даже встретились в групповом турнире Лиге Европы. УЕФА допустил обе команды к участию в турнире, поскольку компании удалось доказать, что австрийский клуб она только спонсирует, но не владеет им. Ради этого «Ред Булл» формально отказался от австрийского «Зальцбурга» – снял с ключевых постов всех своих сотрудников и сократил финансирование.

    В УЕФА отметили, что тренд на создание мультиклубных сетей в последнее время задают американские инвесторы. Например, французский «Лион» в декабре достался за 800 млн евро бизнесмену из этой страны Джону Текстору и стал частью структуры, в которую уже входят английский «Кристал Пэлас», бельгийский «Моленбек» и бразильский «Ботафого». Еще один американец Билл Фоули в январе связал английский «Борнмут» и французский «Лорьян».

    Кроме того, известно, что на модель «Ред Булл» ориентируется владелец «Челси» Тодд Боэли. В 2022 г. возглавляемый им консорциум выкупил лондонский клуб у Романа Абрамовича за 4,25 млрд фунтов.