Андрей Войнов: «Дополнительная польза импортозамещения – в переосмыслении процессов»

Интервью с вице-президентом, директором Департамента корпоративной архитектуры ПАО «Сбербанк»
Пресс-служба ПАО «Сбербанк»
Пресс-служба ПАО «Сбербанк»

Санкции и уход с российского рынка многих поставщиков иностранного программного обеспечения вынуждают российские компании искать отечественные аналоги. По мнению вице-президента, директора Департамента корпоративной архитектуры ПАО «Сбербанк» Андрея Войнова, оптимальной стратегией импортозамещения в рамках отдельно взятой организации было бы составление матрицы, где, с одной стороны, будут риски работоспособности софта, а с другой ‒ критичность бизнес-процесса. Это позволит выявить «красную зону», то есть то ПО, которое подлежит заменить в первую очередь. И останется только определиться с вендором.

- О чем важно знать бизнесу на фоне приостановки работы западных вендоров ПО в России?

В первую очередь надо разобраться, что такое приостановка и какие могут быть виды приостановки работы вендоров. Для этого важно понять, какие есть варианты поставки вендорского ПО и, соответственно, какие есть варианты его использования.

Первый вариант, это когда ПО поставляется в виде дистрибутивов, устанавливается и эксплуатируется в контуре потребителя, в собственном или облачном дата-центре. Второй вариант: программный продукт предлагается как сервис и потребляется удаленно через Интернет. Сложность, очевидно, возникает во втором случае. Если иностранный вендор продает свое ПО как сервис с доступом через Интернет, то может возникнуть ситуация, когда доступ просто отключится. Вероятность такого развития событий следует тщательно проанализировать, поскольку если на удаленном сервисе завязаны ключевые бизнес-процессы вашей организации, то в один «прекрасный» момент ваш бизнес может просто остановиться.

К сожалению, сегодня многие российские компании уже столкнулись с прямым и грубым отключением доступа. Причем зачастую получаемый сервис был добросовестно предоплачен. Тем не менее его просто взяли и отключили в один момент.

Предположим, вы уже столкнулись с проблемой отключения доступа или осознаете, что вашу организацию ожидают драматические последствия в случае такого отключения в будущем. В этом случае вопрос, нужно ли импортозамещение, в принципе не стоит. Очевидно, что нужно всеми силами уходить от таких рисков и переходить на отечественные облачные сервисы и на российское ПО.

- Можно ли в случае использования софта во внутреннем контуре компании продолжать применять иностранное ПО?

Все зависит от приобретенной вами лицензии и способа управления лицензиями. Если у вас приобретена безлимитная лицензия на ПО, то приостановка работы иностранного вендора, скорее всего, позволит продолжить эксплуатировать ПО, но вы, возможно, останетесь без технического сопровождения и без обновлений.

Второй случай: ваша лицензия ограничена по времени и продлевается по ключу, который необходимо своевременно установить, чтобы ПО продолжило работать. В таком варианте у вас есть очень конкретное ограниченное время, в течение которого необходимо произвести замену. Если этого не сделать, софт прекратит работу и соответствующие бизнес-процессы просто «встанут».

Таким образом, можно выделить 3 категории по степени их срочности:

Облачные зарубежные сервисы, к которым вы потеряли доступ или можете потерять его в любой момент. В этом случае необходимо срочно заменять такие сервисы на отечественные аналоги.

Сервисы, которые установлены в вашем контуре, но имеют активационный ключ. Следует поторопиться с заменой, у вас ровно столько времени, сколько будет работать ПО с текущим ключом.

Сервисы, которые установлены в вашем контуре, но не имеют ключа и могут работать бесконечно. Вы не будете получать обновления и техническоего сопровождения, но у вас есть время, чтобы спланировать замену.

При планировании замены ПО на отечественные аналоги необходимо учитывать критичность бизнес-процессов, которые автоматизированы с использованием иностранного софта. Имеет смысл составить матрицу, где, с одной стороны, будут риски работоспособности софта, а с другой ‒критичность бизнес-процесса. И вам сразу станет очевидна «красная зона», на которой стоит сфокусироваться.

- На какие критерии при выборе российского ПО или поставщика еще нужно обратить внимание?

Необходимо обращать внимание на опытных вендоров, которые не первый год этим занимаются, имеют достаточный объем ресурсов для развития и поддержания технологий. Очень хороший признак, если вендор сам для себя использует те технологии, которые предлагает вам. Если есть такой поставщик, стоит его признать более надежным. Дальше следует рассматривать технические, ценовые параметры и т. д. ‒ сводная таблица у каждой технологии и каждого продукта своя. Но надежность поставщиков и партнеров критически важна, в долгосрочной перспективе это важнее, чем стоимость.

- Может ли импортозамещение оказать позитивный эффект на ИТ?

Дополнительная польза импортозамещения – в переосмыслении процессов. Вы вряд ли перенесете свой бизнес-процесс на новую технологию «один в один» ‒ придется переосмыслять бизнес-процессы, делать их редизайн, что само по себе всегда полезно. В этом смысле перетряска бизнес-процессов приведет к их оптимизации, улучшению. Таков неожиданный, но позитивный эффект: раньше вы бы вряд ли этим занялись, а так сейчас жизнь заставила оптимизироваться ‒ это, безусловно, хорошо.

- Насколько целесообразно компаниям сейчас начинать создавать собственные разработки?

Если раньше все стремились к аутсорсу, более-менее смело переходили на облачные сервисы (обычно зарубежные), то сейчас пытаются все делать сами ‒ это максимальная защитная реакция. Однако все делать своими силами это слишком расточительно. Разработать, к примеру, собственную базу данных или технологию виртуализации ‒ это сотни человеко-лет трудозатрат, даже если за основу взять доступные open-source решения. Эти проекты требуют профильных специалистов, часто очень узкой специализации и высокой квалификации, профессионально организованного процесса производства софта. Например, у нас ушло несколько лет на создание собственной цифровой облачной платформы Platform V, которая сейчас включает более 60 продуктов, необходимых для разработки приложений промышленного уровня. Поэтому моя рекомендация – выбирать решения тех российских вендоров, которые занимаются разработкой ПО профессионально и чьи продукты находятся в промышленной эксплуатации.