Слушателей музыкальных сервисов защитят от опасного контента

Ассоциация музыкальной индустрии и Яндекс Музыка разработали рекомендации для материалов

Ассоциация музыкальной индустрии (АМИ) и Яндекс Музыка разработали рекомендации для материалов на музыкальных сервисах. Речь идет о создании комфортной и безопасной среды для слушателей за счет маркировки опасного или неприятного контента специальными значками. С подобной инициативой выступила АМИ, а Яндекс разработал технологическое решение и внедрил рекомендации в работу Яндекс Музыки.

Наличие контентной политики у музыкальных стриминговых платформ — это распространённая мировая практика, объясняет генеральный директор АМИ Валерий Дробыш. Он также отметил, что такие правила помогут «определить границы этичного и неэтичного контента», и призвал остальных игроков рынка присоединиться к инициативе, чтобы эти правила и рекомендации оставались актуальными.

Контентная политика регламентирует все вопросы, связанные с контентом. Подразумевается управление условиями размещения на сайте или платформе. Контентная политика определяет, например, тематику текстов и возрастные ограничения.

Яндекс Музыка взяла разработанные АМИ рекомендации за основу для правил размещения произведений на сервисе. Соответствие контента этим правилам будет проверяться с использованием гибридной модели: сначала с помощью технологий машинного обучения, а затем вручную. Это позволит с высокой точностью определить контент для взрослых и маркировать его значком Explicit. Дети будут защищены от таких материалов путем их исключения в детском режиме. Система также будет использоваться для обнаружения контента на чувствительные темы, который может вызывать дискомфорт у слушателей. В зависимости от характера контента, он может быть помечен специальными знаками ограничения по возрасту, исключен из рекомендаций или полностью удален с сервиса.

Александра Сагалович, руководитель сервиса Яндекс Музыка, отметила, что сервис чувствует ответственность перед слушателями в условиях стремительного роста контента на сервисе: Комфорт и безопасность наших пользователей для нас столь же важны, как и свобода творчества, поэтому мы решили первыми использовать эти рекомендации. Они помогут нам найти баланс и добиться того, чтобы наши слушатели чувствовали себя комфортно».

Правообладатели, чьи материалы признан нарушающим правила, могут либо внести изменения в произведение и загрузить заново, либо оспорить решение по специальной процедуре. В дальнейшем Яндекс Музыка планирует публично отчитываться о мерах, принятых компанией для создания комфортной среды.

Для применения рекомендаций создан независимый экспертный совет при Научно-учебной лаборатории лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик НИУ ВШЭ. В ближайшее время он разработает методологию работы этого механизма, а затем на постоянной основе будет консультировать музыкальные сервисы по сложным случаям.

Экспертный совет разработает критерии оценки творческого контента, с помощью которых можно отличить, например, реальную агрессию от творческого приема, образа или просто особенностей жанра, рассказал профессор, заведующий Научно-учебной лабораторией лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик НИУ ВШЭ Максим Кронгауз.

«Перед экспертным советом стоит нетривиальная задача — создать методологию по определению контента, способного нанести вред, и сделать её максимально объективной и понятной. Любая попытка оценить творчество неизбежно сталкивается с субъективными факторами — личным мнением, восприятием и контекстом произведения», — сказал он.  Задачей  экспертного совета он видит разработку  такой системы определение критериев, которые помогут отличить, например, реальную агрессию от творческого приема, образа или просто особенностей жанра.

«Саморегулирование давно признано наиболее эффективным механизмом работы рынка. Появление такой инициативы от основных игроков закономерно, особенно в условиях роста количества музыкального контента. У нас на сервисе более 65 млн треков и эта цифра будет расти. А новые правила и алгоритмы работы с контентом, помогут защитить слушателя от шок-контента, но при этом учитывая особенности музыкального жанра или творческого стиля артистов», – считает руководитель МТС Music Максим Петровский.

«По моим ощущениям доля спорного контента в каталогах музыкальных сервисов ничтожно мала, поэтому эту проблему гораздо проще и быстрее можно решить с помощью саморегулирования, чем введением громоздких и негибких норм закона. Рынок музыкальных стримингов в нашей стране консолидирован и почти целиком состоит из крупных российских игроков, которые уже имеют успешный опыт взаимодействия в рамках отраслевых кодексов этики. Думаю, что фильтрация контента с использованием сочетания ИИ и объективной человеческой экспертизы поможет сделать музыкальный стриминг более комфортным и безопасным для слушателей. Что касается экспертного совета на базе ВШЭ — университет давно зарекомендовал себя как серьезное, независимое и авторитетное учреждение, в экспертности которого не приходится сомневаться. Решение спорных вопросов силами признанных экспертов с академическим опытом, конечно, будет намного лучше, чем если бы этим занималась какая-либо одиозная общественная организация или чиновники», – прокомментировал гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин.

Россия ввела возрастную классификацию информационной продукции (Russian Age Rating System, RARS) в 2012 году после вступления в силу соответствующего федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Эти нормы позволяют ограничить доступ детей к информации, наносящей им психический, физический и нравственный ущерб.

В мировой практике маркировка произведений искусства, игр и другой продукции появились еще в 70-е годы 20 века. Применительно к музыке маркировка Parental Advisory Explicit Content (Помощь Родителям Откровенный Контент) появилась в 1985 году в США. Она помогает определить содержит ли музыкальная запись вредную для детей информацию. Этикетка говорит о том, что запись может содержать грубые выражения, описание насилия, секса или информацию, оскорбляющие чувства.

Сегодня подобные контентные политики и рекомендации к музыкальным произведениям существуют и у международных музыкальных и UGC-платформ (TikTok, Spotify, Apple Music).

Ассоциация Музыкальной Индустрии была создана весной 2022 года. Она объединяет индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые производят, продвигают и распространяют музыкальный контент. Основателями выступили лейбл «Первое музыкальное», продюсерский центр Velvet Music и творческое объединение gazgolder.