Коммуникация будущего

Аватары, голосовые помощники и кросс-платформенное общение: директор дивизиона b2b-продуктов Салют ПАО «Сбербанк» Денис Афанасьев рассказывает, как меняются бизнес-коммуникации

Технологии все быстрее сменяют друг друга. Эту динамику формируют внешние обстоятельства и – как реакция на них – запросы пользователей. Яркий тому пример – пандемия: не только отдельные бизнес-процессы, но даже целые сферы переходят в онлайн.

По данным Findstack, 16% компаний в мире сегодня функционируют полностью в удаленном формате, а 85% менеджеров считают, что иметь команду на удаленке – новая норма. Как следствие трансформируются и коммуникации, причем один тренд следует за другим, процесс ускоряется. Вот основные тренды в этой сфере.

Соцсети

Онлайн-формат неизбежно сокращает дистанцию между людьми. Соцсети становятся платформой для нетворкинга: пользователи публикуют вакансии у себя на страницах, находят общих друзей, бизнес-партнеров и клиентов. Есть, конечно, и побочный эффект – полное размывание всех границ между личным и рабочим. Кто не писал коллеге в соцсети по рабочему вопросу поздно вечером или не отправлял очередной мем в разгар дня? Думаю, каждый узнает здесь себя.

Голосовые помощники

Формы обратной связи, имейлы и звонки уходят на задний план – люди хотят решать вопросы через ботов и голосовых помощников. По данным исследования Neuro.net, 80% россиян общаются с голосовыми помощниками на постоянной основе. Соответственно, растет спрос на умные устройства: например, число проданных умных устройств Sber превысило 1 млн, а динамика спроса в первом полугодии 2022 г. выросла на 40% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. При подсчете учитывались все устройства с ассистентами Салют (0+).

16%

компаний в мире сегодня функционируют полностью в удаленном формате, а 85% менеджеров считают, что иметь команду на удаленке – новая норма

Все мы хотим получать нужную информацию здесь и сейчас, не дожидаясь ответа оператора. Бизнес становится круглосуточным, что актуально для России с множеством часовых поясов. При этом голосовые помощники на базе искусственного интеллекта становятся все человечнее и эмпатичнее. Они могут шутить, поддерживают беседу и даже имеют свой характер. Каждый день помощники избавляют нас от рутины и не только решают повседневные задачи, но и контролируют бизнес-процессы. Очевидно, что будущее за технологиями, которые помогут человеку еще эффективнее использовать свое время.

Видеоконференцсвязь

Особенно востребованными у бизнеса становятся и системы видеоконференцсвязи (ВКС) – это закономерное следствие пандемии и массового перехода на удаленку. Мировой рынок ВКС растет примерно на 20% каждый год и достигнет $22,5 млрд (более 1,3 трлн руб.) в 2026 г., по прогнозам MarketsandMarkets. Впечатляет, не правда ли? Российский рынок тоже стремительно развивается. Например, спрос на наш сервис Jazz by Sber (0+) с марта этого года увеличился в 9 раз. Другие игроки рынка тоже отмечают небывалый рост. Конечно, отчасти на это повлиял уход с российского рынка зарубежных аналогов, но качество и развитый функционал отечественного продукта тоже сыграли немалую роль.

Сегодня ВКС-системы – это полноценная платформа для онлайн-общения и работы, где можно обмениваться сообщениями и отправлять реакции, шерить экран сразу нескольким пользователям одновременно или сформировать расшифровку беседы в режиме реального времени с возможностью скачать полный текст после встречи. ВКС позволяют делать рабочие процессы эффективнее и собирать аналитику: даже не присутствуя на звонке лично, руководитель впоследствии сможет проанализировать ход встречи и сделать выводы.

Виртуальные офисы и дополненная реальность

Думаю, не за горами и будущее, где мы будем работать в виртуальных офисах с сотрудниками в виде голограмм. Пообщаться с виртуальным аватаром своего коллеги можно уже сегодня. Такую возможность предоставляет сервис для совместной удаленной работы Spatial (18+). Стартап возник еще в 2016 г., но пандемия дала ему новую жизнь. С помощью платформы можно встречаться в иммерсивных комнатах, причем для этого не нужно специальное оборудование – только мобильное приложение. Полагаю, что AR-технологии будут адаптироваться именно для мобильных устройств.

Интересный эксперимент был проведен несколько лет назад в Стэнфорде: студенты в аудитории слушали лекцию виртуального профессора в специальных очках. Исследователи соответствующим образом настроили устройство: каждому слушателю казалось, что профессор смотрит именно на него, – это помогло удержать внимание аудитории. А теперь представьте, что в таких очках вы будете смотреть рекламу или выступление вашего генерального директора. Как это повлияет на ваше поведение как клиента или сотрудника? Результаты могут быть впечатляющими.

Коммуникационные технологии развиваются стремительно. Общение по ВКС для нас становится столь же привычным, как разговор по телефону, а виртуальные ассистенты превращаются в настоящих цифровых друзей и помощников. Прогулка с друзьями вместо похода в магазин за продуктами, видеовстреча с коллегами во время стояния в пробках по дороге в офис, заказ авиабилетов в один клик – все это уже реальность. Уверен, что и дальше будут развиваться сервисы, высвобождающие время людей для более творческих и интересных задач.