Коллективный разум: как открытые инновации помогают бороться с дефицитом технологий
Около 20% крупных компаний считают совместное творчество важнейшим фактором роста бизнесаСовместное творчество, исследования и научная деятельность позволили глобальным технологическим компаниям создавать проекты, меняющие целые рынки. «Ведомости. Инновации и технологии» разбирались, как работают открытые инновации в российском и международном бизнесе в наши дни.
Считается, что термин «открытые инновации» ввел в оборот в 2023 г. профессор Калифорнийского университета Генри Чесборо в книге «Открытые инновации. Новый императив креативности и получения прибыли». В ней ученый исследует опыт таких компаний, как IBM, Xerox, Bell Labs и других, в создании инноваций. Стандартный подход крупного бизнеса к решению этой задачи состоял в формировании в компании подразделения R&D и корпоративного венчурного фонда, покупающего стартапы с интересными ноу-хау. Но по мере усложнения технологий стало очевидно, что такого подхода недостаточно. Часто для того, чтобы изобретение оказалось востребовано, нужна не одна технология, а целый комплекс технологических изменений, как, например, в случае с сотовой связью, которой понадобилось больше 10 лет, чтобы «добраться» до массового потребителя.
Вместо традиционной закрытой модели инноваций многие крупные компании начали создавать структуры, объединяющие черты венчурного фонда, R&D-центра и университета, пишет Чесборо. В частности, такими чертами обладала структура американского производителя телекоммуникационного оборудования Lucent Technologies New Venture Group, которая в поисках новых идей активно сотрудничала с представителями научного сообщества, технологическими предпринимателями. По схожим принципам работали инновационные подразделения многих крупных корпораций, например знаменитое подразделение Google X, которое ежегодно рассматривает более ста идей из разных сфер, включая контактные линзы, измеряющие уровень глюкозы, и возможные технологии телепортации.
Прорыв XXI века
В России пионером в области открытых инноваций стал Сбербанк. В начале 2010 г. компания запустила внутренний краудсорсинговый проект «Биржа идей». К концу 2012 г. эта инициатива привлекла 200 000 сотрудников, которые представили примерно 100 000 идей. Из этих предложений около 12% были реализованы, что принесло экономический эффект в размере около 13 млрд руб. при вложениях 41 млн руб. Осенью 2011 г. Сбербанк запустил краудсорсинговый проект в рамках празднования 170-летия банка. Участники могли предлагать идеи, которые будут способствовать развитию банка, страны и практики краудсорсинга в ближайшие 10 лет. Более 100 000 участников из 64 стран представили 18 000 идей, некоторые из которых легли в основу стратегии банка. Генеральный директор Сбербанка Герман Греф назвал краудсорсинг «крупнейшим управленческим прорывом XXI в.».
Модель открытых инноваций позволяет получить решения быстрее и поставить на поток тестирование бизнес-гипотез, которые лежат за пределами компетенции компании, говорят в пресс-службе банка. За год «Сбер» и партнерские компании организуют около сотни пилотных проектов со стартапами. Многие из них перерастают в долгосрочные контракты. Например, «Домклик» (онлайн-сервис для подачи заявки на ипотечный кредит Сбербанка) интегрировал платформу «Рососмотр», созданную выпускником акселератора Sber500, в процедуру оценки строительства домов своих клиентов по всей России. Через платформу клиенты могут оценить ход строительства дома и отправить фото и видео с места сотрудникам компании. Это нужно для выдачи следующего транша кредита для продолжения работ. Специалисты проверяют информацию и принимают решение о перечислении денег в течение 10 минут вместо нескольких часов. Системой уже воспользовались десятки тысяч клиентов.
При выборе технологических решений в МТС в приоритете всегда была собственная разработка, а также использование открытого исходного кода, а не использование внешних решений. «Такой подход в том числе позволил нам быстрее адаптироваться к изменениям на рынке в 2022 г., когда интенсивность использования Open Source (программного обеспечения с открытым исходным кодом. – «Ведомости. Инновации и технологии») резко возросла в связи с уходом иностранных вендоров», – рассказал первый вице-президент по технологиям МТС Павел Воронин.
Примером данного подхода может служить единая технологическая платформа The Platform, на которой строится цифровая экосистема МТС. Ее разработчики использовали до 50% открытого кода. Более 60% продуктов экосистемы МТС применяют эти наработки, в результате все команды действуют по единым стандартам, а совокупный эффект от применения составляет десятки миллиардов рублей. Также недавно оператор запустил агрегатор LLM-моделей (языковая модель, состоящая из нейронной сети с множеством параметров, обученной на большом количестве текста). «С ее помощью клиенты могут не только использовать наши языковые модели, но и работать с любыми Open Source моделями, дообучать их, а затем внедрять и использовать готовые решения», – уточнил Воронин.
Компания Positive Technologies создала независимое сообщество Security Experts Community, главная цель которого – продвижение идеи экспертной открытости. Компания публикует наработки своих экспертов и призывает коллег по индустрии становиться более открытыми. Ежегодно проводится мероприятие Open Security Week, на нем любой желающий может совместно с известными экспертами из разных компаний решать важные вопросы в области информационной безопасности (ИБ). «Популярность открытых инноваций растет, ведь за последние несколько лет российские компании столкнулись с огромным количеством кибератак. И стало понятно, что одной компании с ними трудно справиться, особенно если у нее нет большого штата ИБ-специалистов», – рассуждает Антон Кутепов, руководитель направления развития сообществ ИБ Positive Technologies.
Другой крупный игрок рынка ИБ – компания «Инфосистемы Джет» запустила всероссийское мероприятие CyberCamp. В 2024 г. оно привлекло более 25 000 зрителей, 6000 участников и 138 команд. «CyberCamp стал площадкой для обмена опытом, развития навыков и выявления новых талантов в области кибербезопасности. В условиях усиления киберугроз и дефицита квалифицированных кадров открытые инновации становятся критически важными», – сказала Кира Шиянова, эксперт группы сервиса киберучений компании «Инфосистемы Джет».
Открытые инновации активно применяются в ритейле. «Мы используем инструменты открытых инноваций с 2020 г. и ориентированы на повышение внутренней эффективности и улучшение клиентского опыта», – сказала Ольга Караева, директор по инновациям ритейлера «Лента». Сейчас компания сосредоточена на развитии таких технологий, как роботизация складских операций и уборки помещений.Также ритейлер развивает видеоаналитику для контроля доступности товаров на полке, автоматизированного мониторинга выполнения операций, распознавания качества продукции и товаров на весах. Компания изучает возможности применения ИИ для решения бизнес-задач.
Важной частью открытых инноваций является сотрудничество с научным сообществом. К примеру, в компании ЭФКО, крупнейшем производителе продуктов питания в России, были созданы научно-технические советы. В каждый из них входят авторитетные эксперты, академики, директора НИИ, которые представляют более 20 научных организаций.
Как рассказал в интервью для сборника «Стартапы и инновации» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ (ВШБ) директор по инновациям ЭФКО Ростислав Ковалевский, сегодня в компании действуют четыре научно-технических совета. Два из них отвечают за биотехнологии и разработку продуктов питания, третий – за безопасность продуктов. Четвертый совет занимается вопросами инновационной энергетики и пр. Главная функция научно-технических советов – независимая научная экспертиза идей. Советы также рекомендуют научные коллективы, которые могут решить конкретную задачу.
«Мы работаем с 1649 академическими и бизнес-партнерами: проводим научные исследования, разрабатываем образовательные программы, организуем практики и стажировки, стипендиальные и грантовые программы для наших студентов», – рассказала Алевтина Черникова, ректор НИТУ МИСИС. Ученые университета создают новые материалы, в том числе с заданными свойствами, – например, разработали огнестойкую марку стали. Сооружения из нового материала выдерживают температуру свыше 600 градусов в течение 30 минут без потери несущей способности. Сейчас этот материал выпускает «Северсталь». Исследователи вуза совместно со специалистами компании 3D Bioprinting Solutions создали биопринтер, предназначенный для восстановления тканей непосредственно в раневой поверхности. Зимой прошлого года в Главном военном клиническом госпитале им. Н. Н. Бурденко провели первую в мире операцию с использованием этой разработки.
Безграничный код
Наиболее популярна идея открытых инноваций в среде разработчиков программного обеспечения. Практика, когда сотни или даже тысячи энтузиастов со всего мира годами бесплатно работают над каким-то продуктом, является массовым явлением. Гарвардская школа бизнеса недавно подсчитала, что в 96% проприетарных программных продуктов присутствуют элементы ПО с открытым кодом, а создание всего этого кода «с нуля» обошлось бы бизнесу в астрономические $8,8 трлн.
В России ПО с открытым кодом стало в том числе ответом на уход с рынка многих вендоров решений для бизнеса. Например, российская компания ИВК создает защищенную операционную систему «Альт СП» для рабочих станций и серверов, сертифицированную ФСТЭК и другими профильными органами. В последние годы подход к открытым инновациям изменился в лучшую сторону, говорит генеральный директор ИВК Григорий Сизоненко. «На смену широко распространенному мифу о том, что свободное ПО создают фрики-энтузиасты, пришло осознание, что это мощное и перспективное направление индустрии разработки софта. Обмен кодом, технологиями и идеями существенно ускоряет и удешевляет создание программных продуктов», – говорит Сизоненко.
«Мы поддерживаем публикацию проектов компании и наших партнеров в Open Source. Такое решение позволяет коллегам формулировать проекты для студентов и совместных программ «Яндекс.Образования» с университетами, например ВШЭ, МФТИ, ИТМО или СпбГУ, в виде открытых запросов на улучшения открытого ПО», – сказал Алексей Толстиков, руководитель Школы анализа данных (ШАД) «Яндекса». За последние несколько лет студенты ШАД добавили свои наработки в такие проекты, как CatBoost (открытая библиотека алгоритмов машинного обучения), ClickHouse (аналитическая система управления базами данных), YDB (распределенная отказоустойчивая реляционная система управления базами данных), Userver (набор инструментов для создания высоконагруженных приложений на C++).
Не хватает компетенций
ВШБ опросила 87 руководителей крупного бизнеса (в выборке преобладают крупные компании со штатом более 20 000 человек и годовой выручкой свыше 100 млрд руб.) о практиках использования открытых инноваций. Менеджеры, которых попросили оценить важность проектов совместного творчества для их бизнеса, ответили, что они важны, но не слишком (средний уровень важности составил 4,39 по семибалльной шкале). Руководители 16 компаний (18,4%) оценили проекты совместного творчества как чрезвычайно важные для их фирм. И только три менеджера (3,4%) заявили, что эти проекты не важны или не имеют никакого значения.
75,8% руководителей назвали отсутствие у сотрудников знаний и компетенций, недостаточную способность адаптироваться к новым практикам наиболее частой проблемой, с которой они сталкиваются. На втором месте (30%) – внутренняя бюрократия, административные барьеры, противоречивые правила и отсутствие культуры открытых инноваций.
Проблема недостатка знаний и компетенций, а также низкой способности российских компаний к адаптации к новым практикам открытых инноваций связана с несколькими факторами. «Людям не нравятся перемены. А открытые инновации связаны с изменениями – с тем, как мы выявляем проблемы и находим решения, как разрабатываем новые продукты», – рассуждает один из авторов исследования, профессор ВШБ Желько Текич. Во многих организациях может возникнуть сопротивление внедрению новых методов. Открытые инновации, которые поощряют внешнее сотрудничество и вклад, могут рассматриваться как угроза традиционным иерархиям.
Есть сложности и в академической среде. «Бюрократические процедуры в университетах, боязнь совершить ошибку, отсутствие опыта сотрудничества с внешними партнерами – все это приводит к настрою «лучше не пробовать», который ограничивает знакомство сотрудников с лучшими практиками и снижает их способность к адаптации», – считает Текич.