Биометрия заходит в бизнес-планы
Каким компаниям выгодно внедрять биометрические технологииРоссийский бизнес все активнее использует биометрические технологии. Но инвестиции в них окупаются далеко не всегда: многое зависит от размера и специфики деятельности компании.
Частным компаниям биометрическая верификация может быть интересна, как правило, в двух базовых случаях: для подтверждения личности сотрудников и клиентов, рассказал председатель правления ассоциации «Финансовые инновации» Роман Прохоров. По его словам, в первом случае биометрия позволяет повысить надежность осуществления различных ограничений допуска, например в помещения. Дело в том, что в случае использования обычных карт допуска есть риски их несанкционированного применения третьими лицами. А при организации взаимодействия с клиентами биометрическая аутентификация дает возможность быстро и однозначно опознать конкретного человека, чтобы затем обслуживать его по определенной модели. Например, предложить в ресторане тот кофе, который обычно предпочитает клиент.
Частно-государственное дело
Биометрия становится все более востребованной в частном бизнесе благодаря росту его технологичности, повышению безопасности, автоматизации процессов и улучшению клиентского опыта, рассказал директор дивизиона «Биометрия» Сбербанка Олег Евсеев. Среди основных преимуществ технологии эксперт отметил ее способность обеспечивать высокий уровень защиты от несанкционированного доступа, удобство использования (не нужно носить карты, пропуска или запоминать пароли). Кроме того, если компания внедряет инновационные решения, улучшается ее репутация. Но для использования биометрических технологий есть и сдерживающие факторы: высокие стартовые и сопровождающие инвестиции, а также страх граждан перед чем-то новым.
«В сегменте крупного бизнеса биометрия – это ключ к решению широчайшего спектра задач прежде всего в сфере безопасности во всех ее проявлениях», – считает начальник управления проектов стратегии безопасности «Норникеля» Сергей Кузнецов. В качестве примеров применения технологии он привел обеспечение внутриобъектового режима и укрепление корпоративной безопасности, повышение промышленной безопасности, совершенствование охраны труда.
По словам Кузнецова, биометрические технологии позволяют эффективно решать задачу распознавания и верификации. Биометрия – фундамент для интеграции с системами, нацеленными на решение конкретных, прикладных задач бизнеса, где адресность и аутентификация играют ключевую роль, пояснил менеджер. Среди сдерживающих факторов для применения биометрии в бизнесе он отметил регуляторные требования, которые накладывают ограничения на работу с биометрическими данными, – как технологические, так и организационные. И это значительно повышает «порог входа» для бизнеса, желающего использовать биометрию для решения своих задач, уверен Кузнецов.
Российские компании довольно активно развивают практики использования биометрических технологий, отметил глава комитета по финансовым рынкам ассоциации малого и среднего бизнеса «Опора России» Павел Самиев. «Весь спектр использования биометрии у нас очень неплохо развит, технологически достаточно хорошо все проработано, – сказал он. – Сейчас актуален только вопрос расширения практики ее применения, особенно в нефинансовом бизнесе, который в данном плане отстает от финансовых организаций. Но, с другой стороны, прогресс там тоже быстрый».
В числе основных драйверов, подстегивающих интерес бизнеса к использованию биометрии, – растущий спрос на надежные инструменты онлайн-идентификации, необходимость выработки эффективных способов противодействия кибермошенничеству, поиск новых возможностей для упрощения пользовательского опыта и ускорения рутинных операций, рассказали в «Центре биометрических технологий» (ЦБТ). В части же клиентского спроса развитию рынка способствует качественное изменение пользовательского опыта. Когда для оплаты покупки не требуется телефон, для прохода на работу – пропуск, для проезда – карта, а для обслуживания в многофункциональном центре (МФЦ) – паспорт. Также в ЦБТ отметили, что проводятся дополнительные мероприятия по стимулированию спроса. Сейчас для пользователей биометрических сервисов действуют скидки на проезд в общественном транспорте, кешбэк в рамках биоэквайринга, стимулирующие акции для тех, кто пользуется обслуживанием в МФЦ без паспорта или оформляет усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) с помощью биометрии.
Значительную роль в популяризации биометрии играют государственные структуры – как федеральные, так и регионального уровня. Развитие биометрических технологий не только одно из перспективных направлений для Москвы, но и приоритетный проект цифровизации для всей России, подчеркнули в пресс-службе Департамента информационных технологий (ДИТ) столицы. К примеру, с 2021 г. пассажиры на всех станциях метро могут оплачивать с помощью биометрии проезд. Позднее сервис также заработал на всех станциях МЦК, регулярном речном электротранспорте, аэроэкспрессе и некоторых станциях МЦД. Вся система – полностью российская разработка, которая принадлежит правительству Москвы. По данным Московского метрополитена, к системе оплаты проезда по биометрии уже подключились более 400 000 пассажиров.
Правительство Москвы считает биометрию одной из наиболее перспективных технологий умного города и намерено расширять ее использование. Для этого в 2024 г. в столице был создан региональный сегмент единой биометрической системы (РС ЕБС). Он позволяет городу развивать биометрические сервисы, используя для этого уже созданную городскую инфраструктуру – центры обработки данных и информационные системы.
Кому это выгодно
По мнению Кузнецова, биометрические технологии – мощный инструмент для решения бизнес-задач любой направленности. Биометрия активно и успешно применяется в банковском секторе, в маркетинге и продажах, в сфере услуг и даже в медицине. «Мы видим, что потребности есть везде», – рассказал Кузнецов. В части решения задач безопасности, например это обеспечение режима, классические задачи объектовой безопасности, включая контроль доступа, контроль использования средств индивидуальной защиты или наличия допуска в опасные зоны в рамках системы охраны труда, а также контроль рабочего времени для кадрового учета. «Применение биометрии может давать синергетический эффект, когда одно техническое решение закрывает сразу несколько бизнес-процессов», – отметил представитель «Норникеля».
В «Сбере» считают, что наибольшие перспективы внедрения биометрических технологий в таких областях, как туризм, промышленность, розничная торговля и финансы. В туристической сфере – это автоматизация заселения гостей в отель, доступ к номерам и услугам по биометрии, что сильно упрощает клиентский опыт. В рознице – подтверждение возраста, что также упрощает клиентский опыт и предотвращает некорректные продажи. В промышленности ‒ контроль доступа на объекты и учет рабочего времени. А финтех с использованием биометрии упрощает верификацию клиентов и дает дополнительную защиту от кибермошенничества. «Эти сферы получают наибольший экономический и операционный эффект от внедрения биометрии», – полагает Евсеев.
В ЦБТ обращают внимание на то, что в России действует двухуровневая модель работы с биометрической информацией. Все данные хранятся в государственной Единой биометрической системе (ЕБС), а бизнес может либо работать с ней напрямую, либо через посредников – аккредитованные коммерческие биометрические системы (КБС). Такая модель позволяет выбрать оптимальный сценарий работы с биометрией для организаций любого типа и любой отраслевой направленности, считают в ЦБТ.
Среди наиболее перспективных направлений применения биометрии в ДИТ Москвы выделяют два. Первое – получение жителями привычных городских сервисов по биометрии (например, оплата проезда, посещение спектаклей и концертов и т. п.). Второе – повышение безопасности городских объектов за счет внедрения прохода по биометрии.
При принятии решения о целесообразности внедрения биометрических технологий бизнесу стоит понимать, что это «не слишком дешевая игрушка», отметил Прохоров. Биометрические данные лица и голоса должны храниться только в ЕБС, а частный бизнес может их использовать, оплатив как подключение, так и последующее получение данных, пояснил он. Поэтому для небольших компаний использование биометрии зачастую экономически неэффективно. Еще один очень важный стоп-фактор, распространяющийся на всех участников биометрических процессов, – крайне малая доля количества образцов в ЕБС по отношению к экономически активному населению России – менее 2%. Соответственно, массовое использование технологии пока невозможно. «Решение лежит в двух направлениях: разъяснительной работе с населением об отсутствии рисков биометрии и выдаче «плюшек» за сдачу биометрических образцов. Без этого значимой динамики внедрения биометрии в ближайшее время мы не увидим», – считает Прохоров.
Важно оценивать не только цену подключения к ЕБС или КБС и обмена с ними данными, но и стоимость самой технологии – затраты на оборудование и внедрение необходимых IT-систем, обращает внимание Самиев. По его мнению, такие вложения окупаются только при значительных масштабах бизнеса. Число клиентов должно исчисляться тысячами: только в таком случае применение биометрии становится дешевле иных способов идентификации. Кроме ценовых параметров Самиев советует учитывать, что бизнес должен корректно организовать сбор биометрических данных и передачу их в ЕБС, чтобы не нарушить законодательство.
При внедрении технологии необходимо обращать внимание на размер компании и уровень операционного риска: чем выше стоимость ошибок, тем выгоднее биометрия, отметил Евсеев из «Сбера».
По словам Кузнецова, биометрические технологии позволяют решать самые разнообразные задачи бизнеса, и от этого напрямую зависит эффективность их применения, бенефиты от внедрения и окупаемость инвестиций. «Как понять, стоит ли использовать? Ответ: начать использовать. Демо-внедрения, пилотирование, апробирование. Начинать с малого и постепенно наращивать функциональность, получая подтверждение эффективности на практике», – советует эксперт.
Биометрические технологии упрощают бизнес-процессы, снижают издержки организаций и помогают кратно упростить клиентский путь, тем самым повышая лояльность и доверие, уверен Евсеев. Там считают, что внедрять биометрию в бизнес можно постепенно, начав с одного направления. «Но игнорировать тренд уже не получится – это будущее, которое пришло», – отметил представитель «Сбера».