От копий к инновациям: как развивается российский офисный софт

Рынок отечественного ПО пока продолжает расти двузначными темпами
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Согласно прогнозам Минцифры, к 2030 г. уровень проникновения отечественного ПО в госсекторе должен достичь 95%. Сейчас рынок действительно приближается к этому показателю, демонстрируя ускоренный рост. По оценке компании J’son & Partners, объем рынка офисного ПО в 2024 г. достиг 58,5 млрд руб., увеличившись на 14% по сравнению с 51,2 млрд руб. годом ранее. Ускоренный рост обусловлен массовым переходом госсектора на отечественные решения в рамках закона об импортозамещении, а также истечением лицензий зарубежных решений в коммерческом сегменте и благоприятными макроэкономическими условиями прошлого года, когда ВВП вырос на 4,3%.

Рынок драйверов и вызовов

По данным Минцифры, доля госорганов, перешедших на отечественное ПО, сейчас превышает 70%, сообщили изданию «Ведомости. Технологии» в ведомстве. В госкомпаниях, реализующих стратегии цифровой трансформации, показатель уже составляет более 87%, добавил представитель министерства. «К 2030 г. мы прогнозируем достижения 95% использования российских продуктов в таких организациях», – сказали в пресс-службе Минцифры. К основным факторам, влияющим на переход на российское офисное ПО, в ведомстве отнесли высокую зрелость отечественных продуктов такого рода, а также принимаемые правительством меры по стимулированию спроса на них со стороны госорганов и госкомпаний.

Действительно, рынок офисного ПО характеризуется постепенным переходом на отечественные решения главным образом за счет государственных учреждений и компаний с госучастием, согласен директор управления операционных систем «Группы Астра» Михаил Геллерман. По его оценке, сейчас доля организаций, использующих отечественное ПО, достигает около 30% от общего числа российских компаний. Основным барьером для перехода на российские офисные пакеты остаются высокие технологические стандарты, установленные Microsoft, сказал Геллерман. По его словам, например, текстовые редакторы уже удалось полностью заместить российским софтом, а программы для работы с таблицами пока не имеют полноценной замены: Excel предлагал автоматизацию через VBA-макросы и был способен обрабатывать огромные массивы данных. Дополнительным препятствием для широкого распространения российских решений остаются действующие нормы отчётности, согласно которым документация должна подаваться в форматах .docx и .xlsx, привычных пользователям Microsoft Office, рассуждает Геллерман.

На российское ПО активнее всего переходят предприятия с государственным участием в таких отраслях, как нефтегаз, электроэнергетика, транспорт, финансы, сказал журналистам коммерческий директор VK Tech Андрей Горяйнов. Он уточнил, что перечисленные предприятия предпочитают модель поставки on-premise: в этом варианте оборудование и приложения размещаются непосредственно на территории организации, а не в удаленных дата-центрах. «В коммерческом секторе, включая ритейл, строительство, финтех и логистику, выбирают отечественные SaaS-сервисы (модель предоставления программного обеспечения по подписке через интернет. – «Ведомости. Технологии»)» – добавил эксперт.

Офисная эволюция

Как отмечают эксперты, замещая ПО для офисов, российские разработчики не только закрывают базовые потребности компаний, но и совершенствуют функционал своих решений, ориентируясь на потребности пользователей. «Мы видим на рынке запрос клиентов на объединение всех инструментов в едином пространстве: от редакторов документов, таблиц и презентаций до корпоративной почты, видеоконференций, управления задачами и проектами», – отметил генеральный директор Р7 Евгений Шелковников. Например, Р7 предлагает решения, которые позиционируются как супераппы, объединяющие перечисленные функции для работы. Похожий функционал предлагает VK WorkSpace – это почта, календарь, мессенджер, видеозвонки, диск и документы на одной платформе. Шелковников добавил, что у компаний есть запрос на обеспечение безопасности: важна возможность on-premise развертывания ПО на собственных серверах заказчика, в том числе в изолированных контурах с гарантией полного контроля над данными.

В тренде и инструменты с искусственным интеллектом. Так, в пакете «Р7 офис» работает AI-ассистент для корректуры, перевода, интеллектуального пересказа текстов и ведения открытого диалога. Как утверждает разработчик, инструмент решает типовые повседневные рабочие задачи и подстраивается под корпоративную терминологию и стилистику, а также может предлагать формулы для таблиц и генерировать структуру документов и презентаций. Похожий функционал предлагает облачный сервис для офисной работы «Яндекс 360»: ИИ-помощник «Алиса Про» объединяет информацию из писем и загруженных файлов в базу знаний, выполняет поиск по ней, создает контент и структурирует данные. GigaChat от «Сбера» доступен в формате плагина для офисных пакетов и тоже может анализировать данные, генерировать текст и шаблоны документов.

Еще одно направление развития – работа с почтой. Здесь пользователи ждут тесной интеграции почтового сервиса с другими модулями системы, так как отдельно почта как решение для коммуникации теряет свою ценность, отметил Шелковников. В русле этого тренда развиваются такие продукты, как «Р7 почта», Timeweb Cloud Mail и почта VK WorkSpace.

В поисках точек роста

В J’son & Partners прогнозируют замедление темпов роста рынка до 9% ежегодно в период 2025–2030 гг. Среди причин аналитики называют завершение основной волны первоначальных госзакупок, исчерпание быстрых и относительно простых проектов импортозамещения в крупном бизнесе и сокращение капиталовложений в ряде отраслей из-за удорожания кредитов. По оценкам J’son & Partners, к 2030 г. объем рынка отечественного ПО достигнет 100 млрд руб.

По типам решений сейчас на зарубежное ПО приходится 49%, российское – 37%, свободное –14% (в последнем случае речь идет о решениях open-source, распространяемых на условиях свободных лицензий, вроде LibreOffice или OpenOffice), констатируют в J’son & Partners.

 При этом аналитики прогнозируют перераспределение доли рынка в пользу российских производителей ПО и активный рост отечественных облачных сервисов. «При сохранении текущих тенденций к концу 2030 г. российские вендоры будут обеспечивать более половины продаж офисного ПО», – говорится в отчете J’son & Partners.