«Билайн» и Сеченовский университет внедряют ИИ-мониторинг состояния пациентов

iStock
/iStock

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (Сеченовский университет) и подразделение по разработке продуктов на основе больших данных и искусственного интеллекта (ИИ) компании «Вымпелком» (бренд «Билайн») «Билайн Big Data & AI» запустили пилотный проект по дистанционному мониторингу пациентов с хроническими заболеваниями. Об этом сообщили в пресс-службе «Билайна».

Чтобы отслеживать состояние больных на расстоянии, инженеры совместно с медиками разработали метод дистанционного наблюдения с применением виртуального оператора. Его работа основана на использовании речевых технологий и ИИ. В исследовании, которое началось в мае 2025 г. и продлится несколько месяцев, принимают участие 500 пациентов Клиники госпитальной терапии им. А.А. Остроумова Сеченовского университета.

«Цель проекта – снижение количества повторных госпитализаций пациентов, а также изучение возможности предотвращения осложнений на фоне удаленной коррекции терапии», – рассказал директор Клиники госпитальной терапии им. А.А. Остроумова Сеченовского университета Юрий Беленков.

Первый месяц после выписки из стационара считается критически важным для людей с хроническими заболеваниями, отмечается в сообщении «Билайна». В этот период часто возрастает вероятность развития осложнений, поэтому постоянное наблюдение за состоянием пациента становится крайне важным для своевременной коррекции терапии и предотвращения повторной госпитализации. Но на практике часто между выпиской и амбулаторными визитами возникают «слепые зоны», когда показатели здоровья человека не фиксируются.

Новый метод дистанционного мониторинга позволяет автоматически собирать данные о самочувствии пациента и выстраивать удобную коммуникацию между врачом и больным после выписки из стационара. Голосовой помощник регулярно опрашивает пациента, фиксирует его ответы и анализирует их. Отслеживаются такие показатели как артериальное давление, уровень сахара в крови и другие параметры.

Если система обнаруживает тревожные симптомы, она задает уточняющие вопросы, а затем передает собранную информацию лечащему врачу. Дополнительные вопросы или жалобы пациент может оставить в свободной форме – врач изучит обращение, а робот озвучит ответ. При необходимости врач связывается с пациентом по телефону и озвучивает дальнейшие действия: нужно ли скорректировать терапию, прийти на прием или вызвать скорую помощь. Кроме того, голосовой помощник напоминает о необходимости приема лекарств, помогая соблюдать предписанную терапию и не пропускать важные препараты. Такой подход помогает медикам своевременно реагировать на ухудшение состояния пациента, даже когда он находится дома.

Разработаны пять панелей мониторинга для групп пациентов с разными заболеваниями: хронической сердечной недостаточностью, артериальной гипертензией, онкологией (между курсами полихимиотерапии), травматологией (послеоперационный период) и сахарным диабетом. В будущем планируется подключить к участию в исследовании пациентов с другими хроническими неинфекционными заболеваниями и состояниями, требующими наблюдения.

По словам директора по ИИ и цифровым продуктам «Билайна» Константина Романова, развитие технологий позволяет повышать доступность медицинской помощи и улучшать взаимодействие с системой здравоохранения. «Стартовавший эксперимент призван не только организовать непрерывный мониторинг состояния здоровья пациента, но и сделать это в удобном формате для врача и пациента», – прокомментировал он, добавив, что разработка данного решения – важный шаг навстречу экосистеме здравоохранения, где пациенты могут выбирать удобный способ передачи данных и получить помощь вне зависимости от уровня цифровой грамотности или наличия интернета.