ФАС заинтересовалась блокировкой пассажиров «Яндекс.Такси»

Но «Яндексу» за это вряд ли грозит даже штраф, считают эксперты
Андрей Гордеев / Ведомости

Федеральная антимонопольная служба вынесла на обсуждение экспертного совета при ведомстве по развитию конкуренции в области информационных технологий вопрос об отключении пассажиров и водителей от сервиса «Яндекс.Такси». Это следует из повестки к заседанию совета 16 октября, с которой ознакомились «Ведомости». Обсуждение темы на заседании «Ведомостям» подтвердил представитель ФАС.

По его словам, «соразмерность практики ООО «Яндекс.Такси» по блокировке водителей и пассажиров в сервисе «Яндекс.Такси» за нарушение ими условий оферты» обсуждалась в связи с поступлением в ФАС жалоб от граждан.

Согласно повестке заседания, ФАС посчитала необходимым обсудить «Практики ООО «Яндекс.Такси» по блокировке водителей и пассажиров на сервисе «Яндекс.Такси» за нарушение ими условий оферты». Этот вопрос вынесла на обсуждение совета сама ФАС, подчеркнул присутствовавший на заседании экспертного совета гендиректор АНО «Цифровизации и новых технологий» Алексей Кожевников.

Что может ФАС

Представитель службы подчеркнул, что ранее по результатам анализа рынка служба установила, что «Яндекс.Такси» занимает доминирующее положение на территории России и подавляющего большинства регионов страны. И хотя экспертный совет «не принимает решений о нарушении антимонопольного законодательства», случаи злоупотребления доминирующим положением «являются поводом для проведения анализа экономической обоснованности повышения тарифов и принятия мер антимонопольного реагирования».

Но, подчеркнул представитель ФАС, сейчас возможные меры реагирования ведомства ограничены постановлением правительства России от 24 марта 2022 г.

Постановление вводит запрет до 2024 г. на проверки аккредитованных в РФ IT-компаний, за исключением вопросов соблюдения законодательства о персональных данных. ФАС может провести лишь «профилактические мероприятия в виде консультирования, информирования.

Сам экспертный совет при ФАС не является правоприменительным органом, его роль совещательна, но он дает возможность компании заблаговременно понять позицию регулятора в случае нарушения, уточняет член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков. Вероятность того, что антимонопольный орган проигнорирует позицию экспертного совета, можно назвать невысокой, предполагает управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин.

Если экспертный совет увидит в действиях «Яндекса» признаки нарушения законодательства, это с очень высокой долей вероятности может привести к предупреждению компании, говорит Федюкин. По его мнению, как минимум служба потребует устранить возможное нарушение, как максимум – возбудит административное дело.

О чем говорили на заседании

На заседании ФАС выступил представитель «Яндекс.Такси», который дал пояснения относительно блокировок аккаунтов как водителей, так и пассажиров такси, рассказал «Ведомостям» один из участников совещания. По его словам, представитель компании признал, что у сервиса «есть опыт блокирования». В этом выступлении также было заявлено, что блокировка пассажира наступает при повторяющихся нарушениях. В качестве примеров представитель «Яндекс.Такси» привел ситуации, когда пассажир вызвал такси за наличный расчет и сбежал, не заплатив, или же так и не вышел к водителю, не заплатив неустойку за подачу машины.

По словам собеседника «Ведомостей», на заседании совета представитель агрегатора отметил, что «Яндекс» отказался от постоянных блокировок водительских аккаунтов, за исключением случаев физического насилия по отношению к пассажирам. Временные блокировки водители могут оспаривать на комиссиях, в которые входят также другие водители, было заявлено на заседании.

Присутствовавшая на заседании начальник управления связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева подчеркивала, что информирована о случаях блокировки водителей за накрученные рейтинги, рассказал собеседник издания, присутствовавший там. «Но ФАС интересовал не столько сам факт отключения пользователей от сервиса, сколько соразмерность их нарушений и последствий и виде блокировки их аккаунтов», – передал он позицию Заевой.

Участники совета пришли к выводу, что «Яндекс.Такси» следует изменить условия предоставления услуг, прописав в них, в каких точно случаях пассажиру могут отключить доступ к сервису, говорит собеседник издания. На внесение этих изменений в публичную оферту компании может уйти до полугода, отметил представитель «Яндекс.Такси» на заседании, добавил источник «Ведомостей».

Что прописано в условиях

«Сервис постоянно следит, чтобы ограничения были соразмерны ситуации, а пользователи и водители понимали и были предупреждены, за какие именно действия сервис может их накладывать», – прокомментировал «Ведомостям» ситуацию представитель «Яндекса». По его словам, на заседании экспертного совета ФАС представители сервиса «рассказали о предпринятых мерах, которые сделали ограничения более прозрачными, и выразили готовность продолжать эту работу». «За серьезные или многократные нарушения доступ к сервису может быть краткосрочно или долгосрочно ограничен», – подчеркнул собеседник.

Количество заблокированных клиентов такси и водителей в сервисе «Яндекс.Такси» неизвестно.

Сейчас правила оказания услуг «Яндекс.Такси» подразумевают возможность блокировки аккаунта как водителя, так и пассажира. Компания «оставляет за собой право на свое усмотрение ограничить доступ пользователя к сервису <...> или полностью заблокировать учетную запись пользователя при неоднократном нарушении настоящих условий», отмечается в условиях пользовательского соглашения на сайте «Яндекса». Но детальное применение блокировки в правилах не прописано.

С точки зрения гражданского законодательства и законодательства о защите прав потребителей эта «резиновая» формулировка условий предоставляет возможность немотивированного отключения потребителя от социально значимого сервиса заказа такси, отмечет партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель. Это, по его мнению, может привести к нарушению прав пользователя на заключение публичного договора перевозки пассажира. «Поэтому в условиях, к которым присоединяется гражданин-потребитель, должны быть исчерпывающим образом указаны и условия ограничения его доступа к сервису», – подчеркивает юрист.

Что говорят юристы

Расторжение в одностороннем порядке оферты на оказание услуг не является нарушением, указывает Федюкин. «Публичная оферта – это договор, а он при нарушении одной из сторон его условий может быть расторгнут. Если обязанность службы такси заключается в том, чтобы осуществить перевозку пассажира, то обязанность пассажира – оплатить предоставленную ему услугу. Если пассажир допускает нарушение договора, это может являться достаточным основанием для отказа от договора с ним в одностороннем порядке», – говорит он.

Закон «О защите прав потребителей» запрещает односторонний отказ от договора с пользователем, но юридически блокировка не расторгает договор, а только временно его приостанавливает, говорит партнер ASB Consulting Group Татьяна Лукьянова. Она поясняет, что у пользователей «Яндекс.Такси» есть возможность снять ограничения спустя какое-то время или через обращение в поддержку. «Яндекс» опирается на пользовательское соглашение, с которым пользователь соглашается при регистрации в сервисах, и если пользователь нарушает его условия, компания его блокирует, поясняет юрист.

Скорее всего, в ближайшее время «Яндекс.Такси» внесет изменения в порядок оказания услуг перевозки пассажиров и ни у ФАС, ни у Роспотребнадзора это не вызовет никаких возражений, заключил юрист, руководитель Центра правопорядка в Москве и Московской области Александр Хаминский.