Внутренний турпоток в России в 2024 году достиг исторического максимума
Граждане стали больше путешествовать по стране за счет развития инфраструктуры и появления новых направлений
Количество туристических поездок в России в 2024 г. составило около 92 млн, что стало рекордным показателем внутреннего туризма за всю историю, сообщил 8 января вице-премьер Дмитрий Чернышенко. В 2023 г. показатель составил 78 млн.
В Российском союзе туриндустрии количество поездок по стране в 2024 г. оценивают примерно в 96 млн, что на четверть больше, чем в 2023 г.
По предварительным данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), организованный внутренний турпоток в 2024 г. вырос на 8% по сравнению с 2023 г. По данным АТОР, три четверти всех поездок с размещением в отелях и санаториях в прошлом году пришлись на период с мая по сентябрь. Чуть менее половины поездок (около 40–43 млн) туристы совершили с помощью туроператоров и онлайн-агрегаторов, отметили в ассоциации.
Как росли показатели отрасли
Данные сервисов бронирования билетов и гостиниц подтверждают рост спроса граждан на путешествия внутри страны.
По данным сервиса OneTwoTrip, в 2024 г. количество авиа- и ж/д бронирований, а также заказов номеров в отелях выросло на 7% по сравнению с показателем предыдущего года, говорит представитель сервиса Елена Шелехова. Количество онлайн-бронирований отелей и других объектов туристического жилья в сервисах «МТС Travel» и Bronevik.com (куплен МТС в июле 2022 г.) в 2024 г. увеличилось на 32% год к году, сообщил «Ведомостям» представитель агрегатора. По оценке «МТС Travel», внутренний турпоток по итогам 2024 г. в годовом выражении увеличился на 10%. В «Яндекс путешествиях» отмечают, что число бронирований отелей и других видов размещения в 2024 г. выросло год к году на 41% (абсолютные данные не приводятся).
Самыми популярными направлениями для путешествий по России в 2024 г. остались Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Казань и Екатеринбург, говорит представитель Ozon Travel. При этом по сравнению с 2023 г. пользователи сервиса чаще стали выбирать билеты и отели в Сочи – их доля выросла с 7% в 2023 г. почти до 11% в 2024 г., добавил собеседник.
По данным АТОР, самыми популярными направлениями во внутреннем туризме в прошлом году стали Краснодарский край (лидеры – Сочи, Анапа и Геленджик) – 48% всех проданных туров, Кавказские Минеральные Воды – 11%, Москва и Подмосковье – 8,5%, Санкт-Петербург – 7,5%, а также Крым – 6,5%. У OneTwoTrip наиболее востребованными направлениями в 2024 г. стали Москва с долей в 25%, Сочи (доля – 13,5%), Санкт-Петербург (10%), Калининград (8%), Кавминводы (3%), Екатеринбург (3%), Махачкала (3%), Казань (2,5%), Уфа (2%) и Самара (2%).
Средний чек проживания в сегменте отелей по итогам 2024 г. составил 5700 руб. за ночь (+24% год к году), в сегменте апартаментов – 3700 руб. (+15% год к году), гостевых домов – 3500 руб. (+18% год к году), следует из данных «МТС Travel». Представитель Ozon Travel добавляет, что наиболее заметный рост, на 86%, отмечен в Краснодарском крае – за счет общего увеличения интереса к туризму в регионе и роста продолжительности отдыха в нем.
Средняя стоимость перелета по России в прошлом году составила 13 965 руб., что на 27% больше, чем годом ранее, замечает представитель «Яндекс путешествий».
Новые тенденции
Самыми быстрорастущими направлениями в 2024 г. представитель «МТС Travel» называет курорты Краснодарского края, выступающие альтернативой переполненному туристами Сочи. Это Витязево (рост в 2,2 раза год к году), Геленджик (рост в 1,8 раза) и поселок Лазаревское (также рост в 1,8 раза). Увеличению спроса по этим направлениям способствовало появление новой гостиничной инфраструктуры, отмечает собеседник.
Также путешественники стали чаще ездить в небольшие старинные русские города, которые подходят для коротких поездок, в том числе в города Золотого кольца: Ростов Великий (рост в 2 раза), Коломну (в 1,6 раза), Рыбинск (в 1,6 раза), Кострому (в 1,5 раза), добавляет он.
В OneTwoTrip отмечают, что наибольший рост интереса в 2024 г. у путешественников показали природные локации – по сравнению с прошлым годом вдвое вырос спрос на поездки на Алтай, на треть больше туристов посетило волжские регионы и Кавминводы.
Развитию внутреннего туризма в России также способствует крупный бизнес. Например, компании развивают сегмент промышленного туризма. Еще одно направление – развитие придорожных сервисов для автопутешественников. Например, «Роснефть» совместно с регионами прорабатывает туристические маршруты и ведет строительство гостиничных комплексов, рядом с которыми располагаются АЗС. Созданная компанией платформа «Горизонты России: Поехали с нами!» позволяет автотуристам выбрать и спланировать маршрут с учетом инфраструктуры придорожных сервисов и АЗС. Сейчас в платформу интегрировано 14 маршрутов.
Вызовы отрасли
Главным вызовом туристической отрасли в 2024 г. стала нехватка номерного фонда, отмечают опрошенные «Ведомостями» эксперты.
Рост популярности внутреннего туризма сказывается на загрузке объектов размещения, говорит представитель «МТС Travel». По его словам, в некоторых регионах это приводит к дефициту качественной отельной инфраструктуры, особенно в высокий сезон (лето, майские праздники, период новогодних каникул).
В результате увеличивается стоимость среднего чека проживания, а также растет спрос на более бюджетные варианты размещения, отмечает представитель компании. Количество бронирований апартаментов через «МТС Travel» и Bronevik.com в 2024 г. в годовом выражении увеличилось в 2 раза. Средняя цена проживания в апартаментах составила 6750 руб. за ночь, что на 20% больше, чем в 2023 г., следует из данных «Яндекс путешествий».
Партнер Commonwealth Partnership (до 2022 г. – Cushman & Wakefield) Марина Усенко отмечает, что в первом полугодии 2024 г. рынок «очень позитивно» оценивал перспективы развития гостиничного бизнеса в стране, но во втором полугодии прогнозные оценки начали ухудшаться из-за сжатия спроса. По ее словам, это связано с ощутимым замедлением роста экономики страны из-за увеличения ключевой ставки и ускорения инфляции. Как следствие, осенью объем спроса на размещение в гостиницах в Москве и крупных городах в регионах начал снижаться. «Это нетипично для второго полугодия», – обращает внимание Усенко.
Перспективы роста
Внутренний туризм оставался основным драйвером роста туристической отрасли в 2024 г. за счет развития инфраструктуры и увеличения числа доступных маршрутов, отмечает доцент кафедры гостиничного и туристического менеджмента РЭУ им. Г. В. Плеханова Роман Гареев. Среди факторов роста эксперт выделяет меры господдержки, такие как субсидирование авиаперевозок и продвижение малоизвестных туристических направлений. Экономическим фактором увеличения спроса на внутренний туризм стало ослабление рубля, которое сделало менее доступными зарубежные поездки, отмечает Гареев.
Руководитель профессиональной комиссии Московской ассоциации туристических агентств, преподаватель ИОМ РАНХиГС Александр Преображенский напоминает, что в 2024 г. в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в России заработала программа льготного кредитования строительства и реконструкции отелей, на которую выделено 788 млрд руб. С учетом вложений инвесторов в строительство туристических объектов общая стоимость новых проектов составит 1,2 трлн руб., уточняет он.
Эксперт также отмечает развитие программы подготовки кадров в туризме: образованы отраслевые центры компетенций, на площадках которых происходит обучение персонала для туристической отрасли. По его мнению, цифры «внушают оптимизм»: в прошлом году в рамках программы прошло обучение более 5000 человек. Новый нацпроект ставит цель обучить 400 000 специалистов: 320 000 – в гостиничном деле и 80 000 – в сфере туристического сервиса. Появляются специалисты по стратегическому планированию и организации сервиса, отдельное внимание уделяется подготовке региональных управленческих команд, обращает внимание Преображенский.
По оценкам OneTwoTrip, популярность внутреннего туризма продолжит расти. Число бронирований в январе 2025 г. уже в 2 раза превысило показатель за тот же месяц прошлого года, отмечает Шелехова. По ее словам, повышенным спросом в этом году будут пользоваться пляжные и природные локации, а также поездки выходного дня в малые города России.
Представитель «МТС Travel» полагает, что росту внутреннего туризма в этом году будет способствовать увеличивающаяся цифровизация отрасли, в частности, все больше жилья будет бронироваться через онлайн-агрегаторы.