Россия может сделать исключение для Hyundai, BMW и ГАЗа

Компаниям могут быть предложены старые условия инвестконтрактов
Чиновники готовят новый инвестиционный режим для автопрома/ Евгений Разумный / Ведомости

В середине лета по поручению зампреда правительства Дмитрия Козака был введен временный запрет на заключение специальных инвестиционных контрактов (льготы в обмен на инвестиции) – готовились законопроекты, корректирующие условия таких контрактов. Новые правила еще не утверждены, но для автопрома может быть сделано исключение. Заявки от Hyundai, BMW и группы ГАЗ предполагается рассмотреть в 20-х числах ноября на межведомственной комиссии, рассказали три человека, знакомых с планами чиновников. Но общий запрет продолжает действовать, предупреждает федеральный чиновник.

Козак, знает его представитель, дал поручение министерствам представить предложения о таких контрактах. Принципиальные решения будут приняты после того, как появится решение о поддержке автопрома, продолжает он, ее планируется обсудить на отраслевом совещании до комиссии.

Чиновники готовят новый инвестиционный режим для автопрома, который сменит соглашения о промышленной сборке, т. е. старую форму инвестконтракта. Минпромторг предлагает сделать именно инвестконтракт условием господдержки. Главное, что сейчас обсуждается, – компенсация утилизационного сбора, знают сотрудники двух автоконцернов, сейчас автозаводы получают сопоставимые с этими сборами субсидии. В 2017 г. у «Камаза» на утилизационный сбор ушло 13,6% выручки по МСФО, у «АвтоВАЗа» – 6,5%. Минпромторг хочет привязать размер поддержки к локализации, замечает один из собеседников, Минэкономразвития настроено лояльно ко всем инвесторам.

Представители Минэкономразвития и BMW не ответили. Представитель Минфина предложил обратиться в Минпромторг. Там от комментариев отказались – как и в Hyundai, и в группе ГАЗ.

Hyundai хочет организовать по инвестконтракту производство двигателей и, возможно, коробок передач, BMW – построить завод в Калининградской области, группа ГАЗ не сообщает, чем займется. Она находится под санкциями США, оформление инвестконтракта с ней приостановлено, но его ключевые параметры уже проработаны и согласованы, утверждает человек, близкий к одному из автоконцернов, а льготы сопоставимы с теми, что предоставлены двум другим производителям коммерческого транспорта. Контракты уже заключили «Камаз» (в партнерстве с Daimler) и «Соллерс» (в партнерстве с Isuzu и отдельно – с Mazda). Крупнейший в России автопроизводитель – «АвтоВАЗ» – пока не подавал заявку на инвестконтракт, но его представитель уже говорит, что, если другие автопроизводители подпишут инвестконтракты на старых условиях, это будет несправедливо по отношению к «АвтоВАЗу»: обещали-то всем одинаковые.

В скором подписании инвестконтракта особенно заинтересована Hyundai. Ее российский завод полностью загружен (более 200 000 машин в год), а соглашение о промсборке заканчивается в декабре 2018 г. Без него, говорит близкий к одному из автоконцернов человек, Hyundai не получит компенсацию расходов на ввоз автокомпонентов (по условиям ВТО Россия отменила льготные ставки пошлин). Компания надеется получать субсидии как минимум до конца действия других соглашений о промсборке, т. е. до 2020 г., знает он.

У BMW такой срочности нет – строительство завода еще не началось. Но на стадии проектирования важно иметь гарантии доступа к господдержке, подчеркивает человек, близкий к автоконцерну. При подаче заявки был определен график строительства, продолжает он, задержки приведут к увеличению расходов.

Главный конкурент BMW – Daimler уже подписал инвестконтракт и строит автозавод в Подмосковье, пуск назначен на 2019 г.

Представитель PSA от комментариев отказался. Представители Toyota и Volkswagen на вопросы не ответили, но представитель Volkswagen прежде говорил, что новый инвестрежим должен быть прозрачным, учитывать сделанные инвестиции и выполненные обязательства и сделать процесс локализации экономически выгодным и нацеленным на экономию.-