"Аэрофлот" в 2010 г. собирается побить рекорд по числу перевезенных пассажиров

У «Аэрофлота» амбициозные планы на будущий год: компания хочет перевезти 11,36 млн пассажиров. Это не только на треть выше прогноза на этот год, но и на 22,6% больше, чем 2008 году – одном из лучших для компании
С.Портер

В следующем году «Аэрофлот» рассчитывает на четверть увеличить перевозки на международных рейсах – до 6,67 млн человек, в России – на 43% (к 2009 г.) – до 4,69 млн. Такие данные содержатся в презентации к проекту бюджета «Аэрофлота» на 2010 г., подготовленной к декабрьскому заседанию совета директоров (копия есть у «Ведомостей»).

«Аэрофлот»

авиакомпания. Пассажиропоток – 8,01 млн человек (без «дочек»). Акционеры: более 50% – у государства, около 30% – у НРК. Капитализация – $1,7 млрд. выручка (МСФО, девять месяцев 2009 г.) – $2,46 млрд, прибыль – $170,4 млн.

«Аэрофлот», похоже, всерьез поставил себе целью стать перевозчиком № 1 на внутреннем рынке. Лидирующая позиция в России – один из показателей, по которым оценивается эффективность работы менеджмента, рассказывал в интервью «Ведомостям» гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев (см. врез).

Ресурсы для роста пассажиропотока есть: «Аэрофлот» в 2010 г. собирается увеличить парк с 95 до 105 самолетов (преобладать будут среднемагистральные лайнеры, их число вырастет с 65 до 78). Кроме этого компания планирует чаще летать – количество рейсов в целом возрастет на 18%, на внутреннем рынке – на 36,6%, говорится в презентации. Наконец, «Аэрофлот» намерен существенно увеличить и показатель занятости кресел – до 75% (на 7% больше, чем в 2009 г.).

У «Аэрофлота» есть шанс стать первым внутри России, но при условии, что он не взвинтит тарифы, полагает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова: имея хороший парк и высокий уровень безопасности, перевозчик легко переманит пассажиров большинства региональных компаний. Сегодня средняя цена билета на внутренних маршрутах России – $200, отмечает она, показатель «Аэрофлота» такой же, хотя еще годом ранее был $250. К остальным прогнозам «Аэрофлота» Сахнова относится скептически: невозможно демонстрировать и резкий рост пассажиропотока, и занятость кресел. Это реально лишь при экономическом буме, росте зарплат и небывалой мобильности россиян – чтобы летали и пенсионеры, и дети, отмечает эксперт. По ее прогнозам, «Аэрофлот» покажет увеличение пассажиропотока на 15–18% при росте рынка в 12%, а занятность кресел доведет максимум до 72%.

С финансовыми показателями не все так радужно. Доходы компании составят 117,8 млрд руб., что на 36% больше к уровню 2009 г., сказано в презентации. Но примерно на столько же возрастут и расходы – до 114,65 млрд руб., прежде всего из-за дорожающего керосина: траты на него увеличатся на 43%. В итоге чистая прибыль компании в 2010 г. может оказаться почти на 7% ниже, чем в этом году, – 2,8 млрд руб. Выручка «Аэрофлота» вырастет не более чем на 25%, считает Сахнова.

Бюджет на 2010 г. еще не утвержден, говорит менеджер «Аэрофлота». Совет директоров принял его к сведению, вопрос опять будет рассматриваться в январе-феврале. Главная претензия совета – низкий показатель чистой прибыли, объясняет член совета директоров компании. Ее представитель от комментариев отказался.