ФАС подозревает нефтяников в искусственном завышении цен

Антимонопольная служба снова грозит нефтяникам: она подозревает, что те специально увеличивают экспорт нефтепродуктов, чтобы создать дефицит в России и поднять цены

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) грозит третьей волной дел против российских нефтяников. Из СМИ служба узнала, что «отдельные» компании недовольны снижением цен на бензин в России. Эти компании «выражают намерения остановить этот процесс», увеличив экспорт нефтепродуктов, говорится в сообщении ФАС. И потому основные игроки получили предупреждение от ведомства. Адресаты – «Роснефть», «Лукойл», ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть», «Татнефть», «Башнефть» и «Альянс ойл», уточняет представитель ФАС.

С 2008 г. служба дважды штрафовала нефтяников за завышение цен на нефтепродукты. Нарушителями были «Роснефть», «Лукойл», ТНК-ВР и «Газпром нефть», общая сумма штрафов – более 20 млрд руб. Компании их не признают и все штрафы сейчас оспаривают в суде. Но главного ФАС добилась: нефтепродукты дешевеют. С середины сентября оптовые цены на бензин Аи-80 снизились в среднем на 24%, Аи-92 – на 27%, Аи-95 – на 18% (данные ИАЦ «Кортес»).

Представители нефтяных компаний содержание письма комментировать не стали, но два из них подтвердили его получение. Представитель ТНК-ВР напомнил, что претензии ФАС отвергнуты в нескольких судебных инстанциях. «Это давление на нас», – заявлял на днях и президент «Лукойла» Вагит Алекперов. А представитель «Альянс ойла» отметил, что компания не экспортирует бензин, а, наоборот, докупает для своих АЗС.

«Прошлогодняя история с ростом оптовых цен в январе – феврале вполне может повториться, – полагает аналитик Reuters Максим Назаров. – Но никакой вины нефтяников в этом нет». По его словам, с ноября начинается мертвый сезон для рынка нефтепродуктов. Спрос, а за ним и реализация в опте падают, компании начинают снижать цены, но это уже не дает эффекта – трейдеры закупают по минимуму, надеясь, что завтра будет еще дешевле. В результате внутренняя цена опускается ниже экспортной альтернативы, производители уходят на экспорт. А после новогодних каникул трейдеры возобновляют закупки, но оказывается, что НПЗ не могут моментально разорвать экспортные контракты. «В результате – временный дефицит и рост цен», – заключает Назаров.