"Ильюшин финанс" продала Кубе Ан-158 через панамский офшор

Необходимость такой схемы компания объясняет стремлением сразу возместить НДС и направить деньги на увеличение портфеля заказов
Ан-158/ Г. Сысоев/ РИА Новости

"Ильюшин финанс" (ИФК) поставила на Кубу первый российско-украинский самолет Ан-158, сообщила пресс-служба компании. Всего Куба заказала шесть таких самолетов каталожной стоимостью $1,8 млрд. В этом же контракте еще четыре российских Ту-204 СМ и три Ил-96-400. Твердый контракт на три первых лайнера Ан-158 был заключен в ходе визита премьер-министра Дмитрия Медведева на Кубу в феврале 2013 г.

На этом контракте компания, принадлежащая ВЭБу, Объединенной авиастроительной корпорации и Александру Лебедеву, опробовала новую схему поставок - через панамскую компанию South America Aircraft Leasing, рассказал гендиректор ИФК Александр Рубцов.

Схема стала возможна после того, как Медведев подписал постановление правительства об экспорте российской высокотехнологичной продукции. По нему и Ан-158 признается российской машиной и может получить помощь от правительства. Ан-158 формально произведен на Украине - поэтому контракты на его покупку не могли получать льготное финансирование от российских банков. Сейчас же самолет признали российским, так как более 50% в нем - российские комплектующие с воронежского ВАСО и других российских заводов и лишь порядка 20% - украинские.

Кредит Кубе на покупку этого самолета дала дочка ВЭБа Росэксимбанк, она же предоставила и госгарантии. Кредит покрывает 85% цены самолета, 15% кубинская сторона заплатит сама.

Формально ИФК в этом контракте - посредник, а не лизингодатель, говорит Рубцов. Компания купила самолет у киевского ГП "Антонов", а затем продала панамской South America Aircraft Leasing. Контракт рассчитан на 14 лет, объясняет гендиректор ИФК: если бы лизингодателем выступили мы сами, то российское государство возвращало бы нам НДС в течение всего этого срока, что делает контракт низкоприбыльным. Сейчас НДС будет возвращен единовременно, и у нас появятся средства на увеличение портфеля заказов, отмечает он.

По словам Рубцова, по похожей схеме могут быть приобретены до 20 SSJ100 (каталожная стоимость порядка $6 млрд): контракт на 15 самолетов в ближайшее время будет проходить согласования на совете директоров компании. Получателями этих самолетов станут авиакомпании Лаоса и Индонезии, знает источник в ИФК.