Рынок наружной рекламы переделят в пользу крупных игроков

Рынок наружной рекламы будет переделен в пользу крупных игроков. Все места под рекламу будут заново распределены на торгах, никаких квот и льгот малый бизнес не получит
Рынок наружной рекламы ждет только крупных игроков/ М. Стулов/ Ведомости

В пятницу Госдума рассмотрит во втором чтении поправки к закону «О рекламе» – на наружных конструкциях. Финальный вариант поправок вчера обсуждался на совещании у первого заместителя руководителя администрации президента Вячеслава Володина, рассказали «Ведомостям» участники совещания. Этот проект внес в Госдуму еще в 2011 г. депутат Виктор Звагельский, в прошлом ноябре он был принят в первом чтении. Задача законопроекта – упорядочить схему размещения рекламных конструкций, говорит Звагельский.

Что делят. 37,7

миллиарда рублей составили доходы операторов наружной рекламы в России в 2012 г.; это на 10% больше, чем годом ранее (оценка Ассоциации коммуникационных агентств России)

С 2008 г. по закону «О рекламе» договоры с операторами должны перезаключаться только по конкурсу, до этого договоры, как правило, просто продлевались. Но такие конкурсы не проводятся. В Москве, например, по словам руководителя столичного департамента СМИ и рекламы Владимира Черникова, размещение рекламных конструкций получилось довольно хаотичным и выставлять старые места на конкурс город не заинтересован. А новая схема размещения рекламы еще не готова – департамент над ней работает. При этом в столице 22 000 конструкций, к началу этого года договоры на большую часть из них уже закончились, а на остальные закончатся в июне. Операторы не снимают щиты и работают фактически нелегально, выплачивая городу вместо арендной платы штрафы.

Поправки, одобренные вчера на совещании, рекламщикам жизнь не облегчают. В первом чтении законопроект предусматривал возможность продлевать договоры на два года без торгов, но теперь этот пункт исчез – механизм сочли коррупционным. Все рекламные места должны быть выставлены на торги, по результатам которых будут заключены договоры сроком до 10 лет.

Не сбылись надежды рекламщиков и на то, что в документе появятся квоты для малого и среднего бизнеса. В Москве, например, чиновники не скрывают, что хотят выставить места под щиты крупными лотами. Это позволяет выдержать наружную рекламу в едином стиле, объяснял Черников. Но приобрести такие лоты под силу только крупным игрокам. Сейчас в той же Москве 30–40% конструкций владеют маленькие рекламные компании, говорит гендиректор «Эспар-аналитик» Андрей Березкин. В России в целом, по оценке «Опоры России», доля малого и среднего бизнеса в наружной рекламе даже больше – около 80%. «Если Москва и другие крупные города будут выставлять только лоты с большим число конструкций, места для небольших компаний на этом рынке не останется», – рассуждает Березкин. Федеральная антимонопольная служба продолжает настаивать на недопустимости выставления на аукцион крупных лотов, исключающих конкуренцию, говорит заместитель руководителя этой службы Андрей Кашеваров. Но в поправках эта тема не затрагивается, указывает он.

Против поправок выступали представители малого и среднего бизнеса: руководители отраслевых подразделений «Опоры России», «Деловой России» и Московской рекламной гильдии говорили, что законопроект целиком написан в интересах крупных операторов, а остальные могут перестать существовать. Они написали несколько обращений, в том числе на имя Володина, но услышаны не были.

Крупные операторы поправки приветствуют, но с оговорками. Новые нормы могут улучшить рынок наружной рекламы в России, полагает управляющий директор оператора Russ Outdoor Максим Ткачев, но у проекта есть существенные недоработки. Максимальные сроки договоров с операторами должны быть не 10, а 15 лет, уверен он: опыт развитых стран говорит, что инвестиционный горизонт для такого бизнеса не может быть короче.

Если поправки будут приняты, они вступят в силу с января 2014 г., но для Москвы и Санкт-Петербурга сделано исключение – обе столицы могут работать по этим правилам сразу после утверждения новых схем размещения.