РФПИ может стать соинвестором проекта «Суммы» на Дальнем Востоке

Фонд заинтересован в участии в строительстве порта Зарубино
Порт Зарубино/ ТАСС

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) может стать инвестором строительства порта группы «Сумма» – Зарубино, рассказали «Ведомостям» два источника, близких к обеим сторонам переговоров. Один из собеседников рассказал, что РФПИ уже подписал с ООО «Порт транс» (оператор проекта, принадлежит «Сумме») соглашение о намерениях по совместному развитию проекта «Большой порт Зарубино». Оно подразумевает, что фонд заинтересован инвестировать в строительство порта, а также будет способствовать привлечению в проект инвесторов из Азиатско-Тихоокеанского региона. Финальное решение об участии РФПИ в проекте будет приниматься в зависимости от результата переговоров и его параметров, уточняет другой собеседник. Представители «Суммы» и РФПИ от комментариев отказались.

Сколько в строительство порта может вложить РФПИ, собеседники «Ведомостей» не раскрывают. Общие инвестиции в проект – 150 млрд руб. Совладелец «Суммы» Зиявудин Магомедов говорил в прошлом году, что проект будет профинансирован за счет собственных и заемных средств, и не исключил привлечения средств фонда национального благосостояния (ФНБ). Магомедов допускал, что из ФНБ может быть выделено около 45 млрд руб. (его слова приводил «Интерфакс»). Тогда же бизнесмен сказал, что «Сумма» может вложить в проект $1–1,2 млрд собственных средств. РФПИ может распоряжаться 290 млрд руб. ФНБ.

О намерении построить порт Зарубино в бухте Троица в Хасанском районе Приморского края «Сумма» объявила в 2013 г. Проектная мощность будущего порта – 60 млн т в год. В состав порта войдут зерновой, контейнерный терминалы, а также терминал генеральных грузов. При этом до 60% грузооборота будет приходиться на транзитные грузы из северных и южных провинций Китая (Зарубино расположено в 18 км от границы с КНР). «Сумма» в прошлом году подписала соглашение о перевалке 10 млн т зерна с Хэйлундзянской зерновой компанией и 2 млн т глинозема с UC Rusal. Проектирование порта должно начаться в этом году. Зарубино может быть включено в зону «свободного порта» – зону с особым налоговым и таможенным режимом, сообщал замминистра транспорта Виктор Олерский (его слова приводил «Интерфакс»). Сейчас Зарубино не входит в эту зону. Присоединение Зарубино к «свободному порту» может быть дополнительным стимулом для РФПИ и других инвесторов и улучшит экономику проекта, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.