Спотовые цены на газ в Европе сравнялись с газпромовскими

undefined

Европейские спотовые газовые котировки в среду сравнялись с ценами на российский газ, по которым "Газпром" продает топливо в Европу по долгосрочным контрактам, привязанным к стоимости нефти, свидетельствуют данные Reuters.

Рост цен стал следствием холодной погоды и нехватки импортных топливных ресурсов.

Британские спотовые цены выросли примерно на 50% в этом месяце – почти до 95 центов за термальную единицу, впервые за многие годы догнав стоимость российского газа.

Резкий скачок цен отражает дефицит поставок топлива в Восточной Европе, и некоторые аналитики говорят, что это поможет "Газпрому" наверстать потерянную рыночную долю.

"Позиции "Газпрома" на европейском рынке сейчас выглядят более устойчивыми, чем их оценивает рынок", - написали аналитики Citi в отчете.

"Мы думаем, что скачки цен выше контрактных цен "Газпрома" отражают, что спотовый рынок исчерпал возможности поставок негазпромовского газа".

Цена на российский трубный газ, поставляемый по долгосрочным контрактам, как правило, превышает спотовые котировки на основных европейских торговых хабах. При этом экспорт российского газа в Европу падает, а на фоне сокращения потребления энергии в переживающей кризис еврозоне потребители выбивают из "Газпрома" скидки. Стоимость российского газа вне СНГ немного снизилась в начале 2013 г, и "Газпром" ждет дальнейшего сокращения среднегодовой цены.

Bank of America Merrill Lynch видит в образовавшемся паритете спотовых и трубопроводных цен отражение застарелых проблем британского газового рынка.

"Британские (спотовые) цены на газ невероятно выросли из-за остановок добычи на Северном море, перенаправления партий сжиженного газа и холодной погоды», - говорится в отчете банка.

Из-за высоких цен на свой газ Россия уступает долю на рынке норвежскому Statoil, который продает все больше своего топлива по спотовым котировкам.

По данным ассоциации Eurogas, "Газпрому" принадлежало около 23% газового рынка ЕС в 2012 г., Statoil - 21%. Российская компания хочет восстановить ранее принадлежащую ей четвертую часть рынка, увеличив экспорт в 2013 г. на 10% – до 152 млрд кубометров.