Учет важнее сокращений

В Норильске запущено создание онлайн-системы учета выбросов в атмосферу
Евгений Разумный / Ведомости

Первая полноценная система автоматизированного учета вредных выбросов в атмосферу в режиме реального времени будет создана в Норильске в 2022 году. На ее основе и с учетом опыта реализации «пилотного» проекта будет создаваться национальная Федеральная государственная информационная система мониторинга качества атмосферного воздуха в России (ФГИС МКАВ).

Соглашение о реализации проекта, предполагающего установку на все источники промышленных выбросов в атмосферу специального измерительного оборудования, передающего показания в непрерывном автоматическом режиме в единый федеральный центр анализа данных, подписали в конце октября «Норильский никель» и «Российский экологический оператор» (РЭО). Для учета непромышленных источников загрязнения воздуха, таких как личные автомобили и общественный транспорт, специальные анализаторы качества воздуха будут установлены в городской черте и жилых зонах Норильска.

Создание такой информационной системы, которая в наглядной форме будет показывать точные значения реальных выбросов вредных веществ в атмосферу, как признают сами чиновники, одна из самых амбициозных составляющих федерального проекта «Чистый воздух», входящих в комплекс мероприятий Нацпроекта «Экология». Данные из этой системы должны быть доступны не только специалистам и органам экологического контроля, но и всем желающим в режиме реального времени на специальном публичном сайте.

Более того, на основе аналитических данных из этой системы в России планируется провести еще один масштабный эксперимент: запустить национальную систему торговли углеродными единицами – квотами на выбросы парниковых газов. В результате создания такой системы, с одной стороны, промышленность будет ориентирована на минимизацию вредного воздействия на окружающую среду и создание технологий «замкнутого цикла», в том числе технологий улавливания СО2 из атмосферы, а с другой – обеспечит компенсацию экологических инвестиций предприятий, которые смогут продавать невостребованные квоты на открытом рынке. Наличие такой публичной информсистемы, основанной на данных непрерывных измерений, а не на расчетных и прогнозных показателях, должно позволить российским предприятиям успешно интегрироваться в мировую систему торговли квотами на выбросы и не платить лишних «углеродных налогов».

Существующая в России система экологического мониторинга для этих целей совершенно не подходит. «В настоящее время уровень технического оснащения государственной наблюдательной сети Росгидромета, на основании данных которой осуществляется государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, не отвечает современным, в том числе международным, стандартам и требованиям», — прямо говорится в отчете Счетной палаты РФ «Анализ создания и эксплуатации федеральных государственных информационных систем в области экологической безопасности и охраны окружающей среды в 2015–2020 годах». В частности, следует из отчета, наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха ведется только в 124 городах с населением более 100 тыс. человек (из 172 по состоянию на конец 2020 года), а также в 97 промышленных центрах с численностью населения менее 100 тыс. жителей (по различным данным, в России таких промышленных центров около 200).

Несмотря на то, что поручения о создании ФГИС МКАВ были даны уже два года назад, такая государственная информационная система до сих пор не создана, что также отметили аудиторы Счетной палаты в своем отчете. В течение этого времени чиновники уточняли формулировки в нормативной базе и определяли полномочия единого оператора анализа данных, которым в 2021 году стал РЭО. В его периметре будет находится управление и более крупной ФГИС — Государственным фондом данных государственного экологического мониторинга, в которую, кроме модуля «Воздух», будут также интегрироваться данные из других ГИС по автоматизированному мониторингу состояния воды, почвы, твердых отходов и других систем, создание которых курирует Минприроды России.

В рамках пилотного проекта «Норникель» и РЭО планируют определить и классифицировать источники выбросов, создать перечень конкретных веществ для учета в системе, установить и протестировать измерительное оборудование, а также выработать протоколы передачи информации и алгоритмов ее анализа. На основании полученных данных будут разработаны и утверждены необходимые нормативные акты, а в конечном итоге «приборами учета будет оснащен каждый источник выброса предприятий, которые будут в режиме онлайн передавать показания в государственные органы», говорится в сообщении «Норникеля» по итогам подписания соглашения.

По словам вице-премьера РФ Виктории Абрамченко, создание системы позволит «исключить человеческий фактор» из процесса фиксации и передачи показаний датчиков выбросов, тогда как сегодня данные о состоянии атмосферного воздуха формируются нерегулярно и передаются «в ручном режиме». По словам президента «Норникеля» Владимира Потанина, «сегодня реализовать такой проект сразу в масштабах всей страны сложно из-за недостаточной проработанности нормативной базы, отсутствия единых методик и стандартов». «Наша система мониторинга, позволяющая любому желающему оценить качество воздуха рядом с предприятиями «Норникеля», находится в высокой степени готовности. И мы готовы предоставить свои наработки для эксперимента, плодами которого впоследствии воспользуется вся страна», — отметил он.

Согласно официальным документам правительства, проект создания ФГИС МКАВ проводится в качестве «эксперимента» в 12 промышленных центрах России, где ситуация с загрязнением воздуха наиболее сложная. Кроме Норильска, где впервые будет запускаться тотальный мониторинг выбросов в атмосферу, аналогичные проекты необходимо реализовать в Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Омске, Челябинске, Череповце и Чите. Во всех этих городах уже в 2023 году единая система учета должна функционировать, с 2024 года начнется масштабирование системы на другие крупные города и промышленные центры РФ.

Расходы на установку датчиков на объектах промышленных выбросов вредных веществ будут нести юридические лица, чьи предприятия производят выбросы в атмосферу, это четко определено правительственным постановлением. Однако, ни расчетных, ни опытных данных о величине затрат на реализацию столь масштабного проекта в России нет. В «Норникеле» отмечают, что «общая стоимость проекта будет зависеть от выбранного оборудования и его конфигурации», не называя конкретных цифр до окончания реализации проекта. Однако, опыт комбината со всей очевидностью станет своеобразным бенчмарком для других градооборазующих промышленных предприятий в России, дающим представление о том, в каком объеме им придется потратиться на интеграцию в национальную систему учета выбросов в атмосферу.