Политика
Бесплатный
Екатерина Мереминская
Статья опубликована в № 4289 от 28.03.2017 под заголовком: С «Платоном» не по дороге

Началась всероссийская стачка дальнобойщиков

Требуют отмены «Платона», отставки правительства и вотума недоверия президенту

В понедельник началась всероссийская стачка автоперевозчиков против «Платона», за отставку правительства и недоверие президенту. Организаторы заявляли, что в ней примут участие 50 регионов и более 10 000 дальнобойщиков. Росавтодор насчитал 21 участвовавший город и 197 грузовиков.

В Москве и области планируется пять точек, пока собираются на двух, рассказал секретарь Организации перевозчиков России (ОПР) Сергей Рудаметкин: на стоянке на Горьковском шоссе собралось полтора десятка фур, но акция бессрочная, это только начало.

В Шушарах под Петербургом уже около 50 грузовиков, по словам секретаря ОПР Санкт-Петербурга Сергея Владимирова. В акции принимают участие и таксисты. В знак протеста дальнобойщики около Смольного сожгли «Ниву», внутри которой были покрышки, сообщила «Фонтанка».

Где встали

Самые многочисленные акции – в Дагестане и Северной Осетии, по 40 автомобилей, в Амурской области – 27, в Саратовской области – 20, в Татарстане – 19. По данным мониторинга «Деловых линий», протесты также проходят в Находке, Тюмени, Чите, Екатеринбурге, Липецке, Астрахани, Абакане, Красноярске, Челябинске, Белгороде.

В Нижнем Новгороде в пробеге участвовали 13 грузовиков – администрация запретила собирать больше 17 машин, рассказывает активист ОПР Михаил Курбатов: после пробега они приняли резолюцию с требованиями и тоже встали.

Акция началась несмотря на то, что премьер-министр Дмитрий Медведев отменил удвоение тарифа «Платона»: с 15 апреля тариф повысится только на 25% – с 1,53 до 1,91 руб./км. «Это подачка, она нам не нужна, – говорит Курбатов. –Мы не платили, не регистрировались в этой системе и не будем, мы требуем ее отмены».

Участники требуют полной отмены сбора для «Платона» или реорганизации с передачей системы государству. Сейчас она в концессии у оператора «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС, принадлежит Игорю Ротенбергу и фонду «РТ-инвест»). Пока деньги «Платона» распределяют быстрее, чем собирают, пишет аналитик InfraOne (см. врез). РТИТС ежегодно будет получать из бюджета 10,6 млрд руб. (в ценах 2015 г., индексируется на инфляцию). А из-за вычета из транспортного налога, предоставленного грузоперевозчикам, бюджеты регионов лишаются, по их подсчетам, 8,7 млрд руб. Их правительство компенсировало межбюджетными трансфертами в декабре 2016 г. Еще 22 млрд руб. в счет будущих сборов правительство роздало на ремонт дорог и мостов.

Грузоперевозчики требуют совсем отменить транспортный налог, раз уже есть топливный акциз, и навести порядок на весо-габаритном контроле. Власти с дальнобойщиками переговоры пока не начинали, заверил Рудаметкин. Минтранс и Росавтодор приглашают их в рабочую группу по «Платону», говорится в сообщении Росавтодора.

«Мы не будем перегораживать трассы, мы будем останавливать перевозки», – предупреждает Рудаметкин. Дальнобойщики останавливают проезжающие мимо фуры и предлагают присоединиться к акции.

«Пока проблем не видели, – ответил гендиректор агрохолдинга «Русагро» Максим Басов. – У нас почти все перевозки на аутсорсинге».

«Балтика» не испытала серьезных затруднений, скорее наблюдается определенная нервозность со стороны водителей, передал через представителя старший директор по логистике «Балтики» в Восточной Европе Сергей Сучков. «Балтика» использует как собственный, так и привлеченный транспорт, напомнил он. «Балтика» не запрашивала гарантийных писем, «просто проговорили этот момент либо лично, либо по телефону», рассказал Сучков.

Организация малого бизнеса «Опора России» не участвует в акциях протеста, поскольку предпочитает другие способы переговоров, сказал «Ведомостям» председатель комитета по транспорту «Опоры России» Глеб Киндер.

Есть конструктивный диалог с властью, согласен президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин, встречавшийся от имени дальнобойщиков с премьером Медведевым, а протестующие не хотят порядка, их цель – создать хаос.

«Деловые линии» получили запросы от нескольких клиентов с просьбой подтвердить график подачи машин и регламентированные сроки доставки, говорит представитель перевозчика, в ответ разосланы гарантийные письма заказчикам, а в некоторых случаях зарезервированы дополнительные машины.

Перевозчик «Балтика-транс» не участвует в акции, потому что не поддерживает такую форму выражения позиции, комментирует заместитель гендиректора Ирина Капитанова: рынок не почувствовал существенных проблем в понедельник. На федеральных трассах нет снижения перевозок относительно среднемесячных показателей, подтверждает Росавтодор. Но если акция продлится, может возникнуть дефицит машин, что приведет к росту стоимости перевозок процентов на 20, предупреждает Капитанова.