С помощью проекта «Пояса и пути» Китай выстраивает вокруг себя новый экономический порядок

Поднебесная предлагает модель «общемирового менеджмента»
Александр Лосев, генеральный директор «Спутник — управление капиталом»
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Осенью 2013 г. председатель КНР Си Цзиньпин представил концепцию проекта «Один пояс, один путь», включающего создание «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI в.». Реализация первой части запланирована на 2016-2020 гг., но уже в 2015 г. началось формирование финансовой базы в виде Фонда шелкового пути и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Задача проекта «Пояса и пути» – создание транзитно-транспортной системы, связывающей Китай со странами Евразийского континента и Африки. Концепция подразумевает не только строительство и развитие транспортно-логистической инфраструктуры, гигантской зоны свободной торговли, но и уникальную финансовую систему, объединяющую региональные банки развития, создающую условия для целевого движения капиталов и обеспечивающую расчеты в национальных валютах, прежде всего в юанях.

Своих основных целей Китай не скрывает. Поднебесная стала частью глобальной экономической системы и теперь претендует на роль одного из мировых полюсов влияния. «Китай готов по мере сил и возможностей взять на себя больше обязательств и внести более весомый вклад в мир и развитие человечества», – говорится в опубликованном в марте 2015 г. официальном документе под названием «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI в.» (приводимые ниже цитаты будут из этого документа).

Китай начинает трансформацию мирового экономического и политического пространства, заявляя о себе как о новом центре многополярного мира. И страны на постсоветском пространстве, включая Россию, и региональные державы Азии, такие как Корея, Япония, Индия, Иран и Турция, попадают в это «силовое поле» Китая, стремящегося к более интенсивной экспансии своих товаров, услуг и капиталов на рынки развитых стран Европы или государств, находящихся в орбите влияния ЕС и США.

Проект «Пути и пояса» не только обеспечит заказами «всемирную фабрику», но и объединит потребительские рынки стран с общим населением 4 млрд человек. Его стоимость оценивается в $8 трлн. Администрирование таких масштабных процессов требует не только устойчивости от самой китайской экономики, но и возможности быстро направлять и концентрировать усилия в любом месте и направлении.

В «Прекрасных перспективах и практических действиях» упоминаются «высокоэффективное распределение ресурсов» и «упорядоченное передвижение факторов производства» – а это люди, капиталы, бизнес-структуры, природные ресурсы и информация. Задача по управлению этим «передвижением» – крайне непростая, учитывая целый клубок противоречий и конфликтов интересов как среди отдельных стран-транзитеров, так и между экономическими и военно-политическими союзами государств. Необходимо проявить настоящее искусство, чтобы соединить без стыков и барьеров Россию с Польшей и Турцией, Пакистан с Индией и Ираном, Армению и Азербайджан, Казахстан и Туркменистан, а главное – установить общие стандарты среди стран, очень сильно отличающихся друг от друга и в развитии, и в менталитете.

Гегемония в современном мире строится на финансах. Деньги у Поднебесной есть, но никому еще не удалось привлечь их для собственных нужд, не пригласив к участию в финансируемых проектах самих китайцев. И новый Великий шелковый путь Китай будет строить, следуя исключительно «принципу совместных консультаций, совместного строительства и совместного использования».

Можно понять разочарование нашего правительства и финансистов, у которых не получилось заместить западные капиталы китайскими, потому что привычным способом занять деньги у Китая нельзя никак. Он предоставляет их либо в обмен на собственность, либо в виде целевого финансирования совместных предприятий с участием своих компаний. Если владельцы российских компаний не готовы уступать часть собственности и делиться правами с китайскими товарищами, то, значит, инвестиций они не увидят.

Почему же остальные страны-транзитеры соглашаются на совместные с Китаем проекты? А куда им деваться? Откажешься – согласится соседняя страна и все инвестиции и доходы от транзита достанутся ей.

Декабрьская история с железнодорожным составом, прибывшим из Китая через Казахстан в Грузию по Каспийскому морю на пароме, только на первый взгляд выглядит логистическим безумием в духе Жюля Верна, ведь паром идет по воде 16-20 часов, а с учетом перевалки грузов в портах процесс пересечения Каспия растягивается на двое суток. Но Китай таким образом продемонстрировал Ирану, Туркменистану, Узбекистану и России, что альтернатива всегда найдется. Южные маршруты Шелкового пути ведут в Турцию, поэтому не стоит удивляться, что никто из союзников России по ОДКБ или ЕАЭС не осудил уничтожение российского бомбардировщика турецкими истребителями в небе над Сирией.

По территории России, как предполагается, пройдет северо-западное направление Шелкового пути в сторону Польши, Германии и Нидерландов. Но важно знать, что для Китая новые транспортные коридоры вторичны, он и сейчас справляется с экспортом своих товаров.

Путь для Китая – это не столько дорога, сколько важнейшая категория его философии – Дао, обозначающей действие, проявление сил, созидательное поведение и социальный порядок. Китай в своей концепции «Пояса и пути» ни много ни мало предлагает новую модель «общемирового менеджмента» (тоже цитата из «Прекрасных перспектив»), в основе которой лежит традиционная китайская система взаимоотношений гуанси, базирующаяся на взаимной поддержке и личных связях участников, патернализме и традиционной коллективистской культуре. В документе это определяется как «формировать сообщество интересов, сообщество судьбы и сообщество ответственности». Мировому менеджменту будет способствовать «политическая координация, взаимосвязь инфраструктуры, бесперебойная торговля, свободное передвижение капитала и укрепление близости между народами». Безопасность маршрутов Шелкового пути становится общей для всех стран задачей.

При управлении этим проектом Китай обязуется «соблюдать рыночный закон и общепринятые международные правила, в полной мере проявлять решающую роль рынка в распределении ресурсов»: но после этих слов следует фраза «в то же время правительство также должно хорошо играть свою роль». И значит, будет выстроена «система содействия торговле» и «политическая координация» на основе конфуцианско-патерналистской концепции, подразумевающей особые отношения Китая, в качестве старшего друга и наставника, с каждой отдельной страной для «общего блага народов вдоль «Одного пояса и одного пути».

Финансовое сотрудничество и всесторонняя поддержка размещения на территории Китая облигаций в юанях «правительствами, компаниями и финансовыми учреждениями стран вдоль Шелкового пути» помогут консолидировать потоки капитала, направляемые на реализацию проекта. А подготовка китайскими вузами иностранных студентов, на что уже сейчас выделяется 10 000 правительственных стипендий, в будущем создаст класс людей, которые станут управлять необходимыми процессами на местах.

Способность России стать в ближайшие годы полноправным партнером проекта «Пояса и пути» пока вызывает у Китая сомнение. В появившемся после саммита ШОС комментарии государственного информагентства «Синьхуа» под заголовком «Сможет ли Россия выдержать испытание на прочность на фоне сложного кризиса?» прямо указывается на структурный кризис российской экономики и невозможность быстрого восстановления промышленности. К сожалению, оценка объективна. Россия упустила возможности для модернизации экономики, а падение цен на нефть сделало невозможным замещение иностранных инвестиций внутренними источниками и усилило экономические диспропорции в реальном и финансовом секторах. Поэтому не нужно испытывать иллюзий, что сотрудничество с Китаем будет равноправным.

Как же России выйти из стратегического тупика?

Единственная возможность для России заключается в том, чтобы не становиться очередным проводом для потока товаров Шелкового пути и трубой для перекачки сырья в Китай, а предлагать всем странам-участницам конкурентные инновации и технологии, способные менять само производство товаров и приоритеты потребителей. Россия обязана создать социальную базу инноваций, чтобы строить экономику, основанную на знаниях, и развертывать сотрудничество с Китаем на базе интеллектуальных продуктов, которые совместными усилиями превратятся в рыночные. А для этого нужно вновь начинать со школьных знаний и масштабных вложений в естественные науки, математику и физику, в фундаментальные исследования, в человеческий капитал и научно-техническую базу. Нужно сделать задачей государственной важности сохранение оставшегося научного потенциала и возвращение уехавших ученых и преподавателей, предлагая сопоставимые с европейскими зарплаты и условия для жизни, исследований и научного общения.

Иначе России будет нечего противопоставить в грандиозном экономическом поединке.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Читать ещё
Preloader more