Статья опубликована в № 4349 от 26.06.2017 под заголовком: Пенсионные жалобы дошли до ЦБ

Пенсионные лоббисты разрываются между защитой интересов граждан и частных фондов

Граждане, досрочно переводя пенсионные накопления, теряют прибавку к будущей пенсии, а фондам нужно как можно больше клиентов
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Ассоциация НПФ (АНПФ) признала резкий всплеск жалоб граждан по итогам переходной кампании 2016 г. Президент ассоциации Сергей Беляков отправил письмо Эльвире Набиуллиной («Ведомости» с ним ознакомились), из которого следует, что нарушения связаны с тем, что граждан не информируют о потере накопленного инвестиционного дохода при досрочном переводе пенсионных накоплений в другой фонд либо вовсе не сообщают об этом переводе.

Нарушения, говорится в письме, носят «масштабный характер» и затрагивают активных участников рынка ОПС, которые несут репутационные и финансовые потери от действий посредников.

Беляков предлагает изменить закон, регулирующий работу НПФ, и обязать клиента обращаться в текущий фонд, который «заинтересован в уведомлении о потере инвестдохода», для того чтобы перейти в новый (сейчас клиенты обращаются к будущему страховщику). В пресс-службе ЦБ указали, что регулятор «изучит предложения».

Помимо проблем, перечисленных в письме, Беляков признает наличие еще одной – задвоенных заявлений, когда от имени одного человека подается несколько заявок на перевод средств в другой фонд и в результате ПФР отказывает ему в такой просьбе. Эта проблема нова для рынка, на котором некоторые фонды прибегают к таким схемам, чтобы удержать клиентов. «Проблема есть, но нельзя в каждом отказе ПФР видеть незаконное удержание или необоснованный отказ со стороны ПФР. Надо рассматривать каждый конкретный случай и разбираться», – призывает Беляков.

АНПФ вместе с другой ассоциацией, НАПФ, разместили на сайтах форму для подачи искового заявления, в случае если гражданин считает, что его права нарушены. «Все случаи, связанные с недобросовестным поведением фондов, агентов или третьих лиц, – компетенция суда», – рассказывает Беляков. Если суд признает правонарушение, возможны санкции против тех, чья вина установлена. При этом, по его словам, уже сейчас фонды, входящие в АНПФ, стараются предотвращать манипуляции клиентами – как тех, кто хочет уйти в другой фонд, так и тех, кто хочет перевести свои деньги из другого фонда.

Тысячи недовольных

ПФР раскрывал, что с жалобами по итогам кампании обратилось порядка 2000 клиентов фондов, ЦБ получил около 3000 жалоб.

АНПФ также предлагает изменить формулировку закона, касающуюся отказов, – сейчас ПФР отказывает в удовлетворении поступивших к нему заявлений о переводе, датированных одним днем (если заявки получены в течение года, то ПФР рассматривает последнюю. – «Ведомости»). АНПФ предлагает изменить формулировку, чтобы несколько заявлений, поступивших за один день страховщику, аннулировались.

НАПФ согласна с необходимостью изменить закон так, чтобы заявление о переводе накопительного счета из одного НПФ в другой клиент подавал текущему страховщику, говорит ее президент Константин Угрюмов: «Однако закон обязан предусматривать ответственность предыдущего страховщика за возможные задержки с передачей таких заявлений в ПФР, отказ от принятия заявлений и т. д. Этого в предложенных поправках мы не увидели». В предложениях АНПФ, по его словам, отсутствует норма об ответственности фонда за действия, связанные с блокированием перехода.

«Если человек решил сменить фонд даже при условии потери инвестиционного дохода, где гарантия, что в ПФР не поступит еще одно заявление якобы от его имени, которое переход заблокирует?» – интересуется Угрюмов. Такие случаи НАПФ, по его словам, фиксируются часто в последнее время. С предложением АНПФ аннулировать заявления, поданные в один день, он не согласен и сравнивает его с «пенсионным рабством», которое сейчас достигается блокированием переходов со стороны фондов, входящих в АНПФ». Представитель АНПФ слова Угрюмова комментировать не стал.

ПФР поддерживает идею с подачей заявления текущему страховщику, рассказал его представитель, однако там считают, что проблему потерь для граждан это не решит: «При сохранении схемы подачи электронных заявлений, заверенных удостоверяющими центрами, история повторится, но в меньших масштабах». По его словам, правильнее будет, если граждане станут подавать заявления через портал госуслуг, сайт ПФР или МФЦ.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more