Читайте также
В Москву на лечение: как фонды оплачивают жилье пациентам из регионов
Новые благотворительные проекты в Москве — 2022
Бобры, лоси, летучие мыши: кто живет в лесах Москвы

Учеба с особенностями. Как в творческих вузах столицы обучают студентов с инвалидностью

К 2030 г. условия для обучения инвалидов должны быть у 80% вузов страны
РГСАИ

Трудоустроиться в творческой сфере людям с инвалидностью довольно непросто, но для получивших высшее образование шансы увеличиваются. «Ведомости. Город» выяснили, какие инклюзивные программы в сфере культуры практикуются в московских вузах.

По данным Росстата, количество студентов с инвалидностью за последние три года выросло почти на 20%. На начало 2021 учебного года в вузах страны было 31 100 человек с особенностями здоровья. По некоторым оценкам, на творческих специальностях обучаются менее 2% из них. Планируется, что к 2030 г. количество студентов с ограничениями по здоровью будет расти минимум на 10% в год. К этому времени 79,9% вузов должны иметь условия для инвалидов, считают в Минобрнауки. 

Творчество без ограничений

Инклюзивное образование для детей и взрослых практиковалось в России с 80-90-х гг. Одним из первых образовательных учреждений, принимающих студентов с инвалидностью, стала Российская государственная специализированная академия искусств (РГСАИ). Сегодня из 303 учащихся разные диагнозы присутствуют у 87 студентов, рассказала и. о. ректора вуза Елена Пахомова. Это слабослышащие и глухие, слабовидящие и слепые, студенты с проблемами опорно-двигательного аппарата и другими заболеваниями. Для них работают тьюторы, штатный психолог и отдел переводчиков русского жестового языка. Корпуса академии оборудованы всем необходимым. Там есть пандусы, тактильная плитка и мнемосхемы, лифты, кнопки вызова сотрудников, световые маяки, а в библиотеке стоит принтер Брайля.

Активное внедрение инклюзивных программ в России началось после 2012 г., когда в Госдуме ратифицировали конвенцию ООН «О правах инвалидов». В Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) инклюзивная программа стартовала в 2016 г. На данный момент в вузе учатся 140 человек с особенностями здоровья, 17 из них — на факультетах культурологии, журналистики и истории искусств. По словам помощника ректора по инклюзивной работе Светланы Джавадовой, каждый год их количество увеличивается на 2-3%, а учебный процесс постоянно адаптируется под нужды особенных студентов. Например, пары для групп, где есть инвалиды-колясочники, проводят только в аудиториях с пандусами и лифтом. Для незрячих и слабовидящих покупают электронные лупы, а для слабослышащих студентов есть индукционные петли — с их помощью купируются посторонние звуки, и человек слышит только голос преподавателя. Учащимся с эпилепсией необходим как минимум один час сна в течение дня, поэтому в медицинском кабинете есть специальная комната отдыха с кроватями, куда студент может прийти в учебное время. 

РГСАИ

Программу «доступная среда» также практикуют в Московском городском педагогическом университете (МГПУ). Сегодня в вузе числятся 9 человек с инвалидностью разных групп, это 1% от общего числа студентов, рассказала доцент департамента музыкального искусства МГПУ Юлия Челышева. Они обучаются изобразительному, вокальному, театральному искусству, а также организации и постановке культурно-досуговых программ в сфере образования и культуры. При обучении не акцентируется внимание на заболеваниях учащихся, но определенные нюансы есть. Например, во время презентации на экране идет бегущая строка, а преподаватель подкрепляет свою речь жестами. 

В Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова из четырехсот человек всего пятеро человек с инвалидностью. По словам начальника учебного отдела вуза Дарьи Постниковой, такие студенты имеют право не информировать руководство вуза о своем диагнозе. Но для обучения здесь все готово: пандусы, инвалидные коляски, усилители звука для слабослышащих и большие экраны для слабовидящих, установленные во всех аудиториях. 

Преодолевая трудности

Сложности в обучении в основном связаны с психологическими особенностями каждого студента и тем образованием, которое они получали в школе или училище, считает профессор кафедры актерского искусства РГСАИ Игорь Востров: «Слабослышащие студенты, например, отстают в плане общекультурного развития. Они русский язык воспринимают как иностранный. И эти пробелы приходится восполнять». Кроме того, при общении со слабослышащими преподавателям и одногруппникам необходимо говорить громче и четче, а в групповых чатах избегать аудиоформата. Если кто-то забылся и оставил голосовое сообщение, приходится его перепечатывать, говорит студентка факультета дизайна Анастасия Лучкина. Для удобства таких учащихся в РГГУ, например, экзамены принимаются в присутствии сурдопереводчика. 

РГСАИ

Еще одной проблемой для студентов с особенностями здоровья является чрезмерная опека родителей, говорит Джавадова из РГГУ. Им сложно отпустить своего ребенка «в свободное плавание» из-за страха, как к нему будут относиться. «Но когда студент с особенностями здоровья начинает учиться, общаться со сверстниками, происходит перестройка. Он самостоятельно сдает первую сессию, и с хорошими оценками», — рассказывает Джавадова. 

Педагоги отмечают, что студенты с особенностями здоровья стремятся учиться и любят, когда их воспринимают на равных. «Излишняя помощь людям с инвалидностью не нужна, она расслабляет, — говорит незрячий студент РГСАИ Денис Агабабян. — Мне нравится, что здесь нам не дают поблажек». Агабабян учится по специальности «исполнительское искусство» на инструменте аккордеон и параллельно с обучением создает всероссийский электронный каталог нот. 

РГСАИ

В РГСАИ считают, что набирать более 30% таких студентов в вузе нецелесообразно. Тогда адаптация будет происходить гораздо медленнее, а учреждение из разряда инклюзивного перейдет в коррекционное. Сегодня в вузе все группы смешанные. Например, по специализации «артист эстрады» здоровые студенты учатся наравне с ребятами с опорно-двигательными проблемами, нарушениями слуха и зрения. Учебный процесс в академии называют «обратной инклюзией»: оборудование и штат преподавателей готовились под студентов с инвалидностью, а подстраиваются в итоге здоровые ребята. Хотя некоторые настолько увлекаются процессом, что впоследствие сами становятся преподавателями для людей с ограниченными возможностями. 

Трудоустройство

Дальнейшее трудоустройство серьезно зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем есть у человека. По словам Джавадовой, зачастую сами студенты, как и их родители, понимают, что головокружительной карьеры не будет, они просто хотят иметь возможность социализироваться. Согласно динамике последних лет, в РГГУ трудоустраивается 45% выпускников бакалавриата с инвалидностью, еще 40% продолжают обучение, оставшиеся 15% дальше не учатся и не выходят на работу по личным причинам — не хотят или понимают, что будет очень тяжело.

После магистратуры количество трудоустроившихся выпускников гораздо выше — 80%, еще 10% не хотят работать и 10% не могут найти работу. В РГСАИ по итогам 2020 г. трудоустроены 67% выпускников театрального факультета, 79% — музыкального факультета и 34% художников и дизайнеров. Все они работали по трудовому договору не менее полугода и имели зарплату не ниже средней по региону, сообщил представитель вуза. По словам PR-менеджера фонда «Равные возможности» Кристины Сикорской, уровень зарплаты играет существенную роль, потому что при официальном трудоустройстве человек теряет выплату по инвалидности.

РГСАИ

Ситуация с трудоустройством с каждым годом меняется в лучшую сторону, отмечают эксперты. На базе РГСАИ работают инклюзивные творческие коллективы: оперный театр, камерный оркестр, оркестр народных инструментов, театр неслышащих актеров «Недослов», а также самостоятельный кукольный театр «Котофей», созданный бывшими выпускниками вуза. Сейчас театры ищут новые формы и приглашают к сотрудничеству выпускников с инвалидностью, говорят представители учебных заведений.

Например, актеры из Театра мимики и жеста играют в спектакле «Калигула» в Московском губернском театре под управлением Сергея Безрукова. Несколько человек задействованы в постановках Центра им. Мейерхольда, выпускники по специальности «актер эстрады» работают в литературно-чтецком отделе Московской филармонии. Кто-то нашел свое рабочее место в школах или центрах эстетического развития или творческих мастерских. Они создают художественные произведения и ремесленную продукцию: от изделий для дома, аксессуаров и украшений до декораций к спектаклям и интерьерных панно, рассказали в департаменте труда и социальной защиты населения Москвы. После обучения людей с инвалидностью в вузах гарантий на трудоустройство никто не дает, говорит профессор Востров, но у людей появляется шанс найти свое место в жизни. 

Самое популярное
Наш город
Автономные дома и медпомощники: какую продукцию создают столичные стартапы
Санкции заставили начинающих бизнесменов переориентироваться на азиатские рынки
Свободное время
«Освобождение»: слишком холодная драма про рабство с опальным Уиллом Смитом
Боевик про побег раба и его выживание в болотах Луизианы тонет под грузом оскаровских амбиций
Наш город
Хорошие новости: съедобные пельмени, новый небоскреб и страховка для кота Бегемота
Только положительные новости перед выходными
Наш город
Быстрый старт. Какие меры поддержки существуют для промышленников
Подмосковным компаниям будут выдавать кредиты до 500 млн рублей на приобретение промышленной недвижимости
Наш город
Апартаменты или квартира: как меняются предпочтения москвичей
Средняя стоимость апартаментов площадью 18,3 кв м в столице составляет 5,4 млн руб.
Свободное время
Куда пойти в выходные 10-11 декабря
Новая выставка Рубенса, премьера «Красавца мужчины», концерт Сукачева и устрицы без ограничений
Свободное время
Шпионские страсти в ожидании ведьмака: 5 новых сериалов декабря
Триллер о карельском маньяке-замораживателе, разоблачение британского двойного агента Кима Филби и история появления ведьмаков — в обзоре «Ведомости. Города»
Горожане
Американский «Щелкунчик». Как занятия балетом спасают стартаперов Долины от выгорания
Основательница Linguatrip Марина Могилко — о том, чем российский балет отличается от американского
Свободное время
Где Агата Кристи научилась разбираться в ядах и как написала первый детектив, ожидая мужа с войны
Разбитое сердце и путь к славе — в «Редакции Елены Шубиной» вышла новая биография Агаты Кристи
Наш город
Как зарабатывать больше? Отвечает нацпроект «Производительность труда»
Работать с умом – неофициальный слоган проекта
Горожане
В плавках по Эльбрусу и заплыв через Берингов пролив. На какие эксперименты идут московские моржи
Если еще 10 лет назад в зимних прорубях купались пенсионеры, то сегодня половина энтузиастов — москвичи 30+
Другие города
Замки, котогород и перелетные птицы. За чем ехать в Калининградскую область
Тур по краю в холодное время года
Горожане
«Я хотела напомнить людям, что в мире есть не только гжель и хохлома». Создатель проекта «Орнамика» — о том, какие возможности таят старинные узоры
Гуляем по Москве с Марией Лолейт
Наш город / Галерея
Москвичи вышли на лед. Зимние катки заработали в столице
Всего в городе будет работать около 1400 катков
Свободное время
От кого бежала Агата Кристи и как проходила жизнь Джона Леннона в затворничестве
Тайны жизни и смерти и неизвестные подробности биографий. 4 жизнеописания героев и героинь своего времени