Достали все ножи: чем хорош новый «Крик», снятый после смерти режиссера

Кортни Кокс, Нив Кэмпбелл и Дэвид Аркетт в очень страшном и очень смешном фильме
«Централ Партнершип» / kinopoisk.ru
«Централ Партнершип» / kinopoisk.ru

Группа подростков периода полового созревания, влюбленности и вечеринки — и кровожадный убийца в маске с искривленным криком лицом, который поджидает за дверью с ножом наготове. Эти сюжетные составляющие автор картины «Кошмар на улице Вязов» Уэс Крэйвен в 1996 г. превратил в ироничный слэшер «Крик». И сделал это так удачно, что картина с перспективными, но не особо известными актерами собрала в домашнем прокате порядка $100 млн — при бюджете в 10 млн. За этим успехом последовали 3 продолжения, сериал на три сезона, бесконечные пародии, обожание поклонников.

Но лучшим мастером референсов в этом кругу сиквелов был и оставался сам Крэйвен. Еще в первом «Крике» он задал новый для фильмов-страшилок тон: рассуждал о жанре и одновременно высмеивал его, глядя на происходящее со стороны, на пару со зрителем. Картина 1996 г. — и та начиналась с вопроса «какой у тебя любимый фильм ужасов?», а заканчивалась заключением злодея: «Эти фильмы заставили меня». 

Прямое воздействие конкретно «Криков» на общественное сознание явно прослеживается. После первого фильма люди массово скупали «кричащие» маски, приобретали телефоны с определителем номера и лишний раз проверяли, заперта ли входная дверь. Последующие три «Крика» принесли создателям не только большую фан-базу и $600 млн в международном прокате, но и собственное место в поп-культуре. 

Но после холодно принятого критиками «Крика-4» и ухода режиссера из жизни в 2015 г. франшиза должна была прийти к логичному концу. Но Голливуд захлестнула волна римейков, которая вынесла на берег и идею о перезапуске «Крика». Чутко чувствующие контекст режиссеры нового фильма Мэттью Беттинелли и Тайлер Джиллетт (создатели ироничного ужастика «Я иду искать») решили не уходить от проблем жанра и наводнивших кино самоповторов. И сняли, как шутят в самом кино, «риквел» «Крика», то есть сочетание римейка и сиквела, переосмысления и просто новой части.

«Централ Партнершип» / kinopoisk.ru
«Централ Партнершип» / kinopoisk.ru

Все начинается с названия «Крик», к которому в 2022 г. решили не делать никаких приставок, полностью повторив первоначальный «заголовок». Сюжет «риквела» также не нов: подростки в выдуманном городке Вудсборо пытаются понять, что за жуткий убийца начал косить их нестройные ряды. Особого шарма происходящему добавляет присутствие в кадре трех героев оригинального фильма: Сидни Прескотт (Нив Кэмпбелл), Гейл Райли (Кортни Кокс) и Дьюи Райли (Дэвид Аркетт). Актеров, которые еще после «Крика-3» распрощались с франшизой, режиссеры слезно упрашивали вернуться к прославившим их ролям. И, заручившись их поддержкой, а также участием стоявшего у истоков «Крика» сценариста Кевина Уильямсона (на проекте он числится исполнительным продюсером), пустились во все тяжкие. 

Наличие старой гвардии — безусловный плюс для перезапуска, но все же важнее в новом «Крике» не кто или что, а как именно. Всё в этом фильме показано в кривом зеркале общества пост-пост и мета-мета. Злодей ли или несчастная жертва — все четко осознают предписанные им по сценарию роли и постоянно иронизируют над кровавой логикой слэшера с детективной интригой whodunit («кто это сделал»). Они отчаянно пытаются не разделяться, чтобы не попасть в поле зрения убийцы, не говорить роковую фразу «Я скоро вернусь» и не спускаться поодиночке в темный подвал — и все равно упорно попадают в расставленные силки. 

«Централ Партнершип» / kinopoisk.ru
«Централ Партнершип» / kinopoisk.ru

Другой предмет насмешки фильма — фанаты жанра и кино вообще, которые в современном мире сиквелов, вселенных Marvel и DC становятся соучастниками кинопроцесса. В новом «Крике» рассуждают о «Бабадуке» и «Психо», Джордане Пиле и Джоне Карпентере, а от количества реверансов в сторону как прошлой франшизы, так и всей истории кино порой кружится голова.

Опасность заблудиться в этом лабиринте из метанасмешек — пожалуй, единственный минус фильма. Не зная контекста, лучше не лезть в воду. Даже такой простой факт, как возвращение во франшизу актеров Кортни Кокс и Дэвида Аркетта, на экране имеет особый смысл. В жизни актеры познакомились на съемках оригинального «Крика», после поженились, а в 2012 г. развелись. В кино их герои также пережили роман и тяжелое расставание и вновь видят друг друга много лет спустя. Подобный подход к реальности, которую авторы нового «Крика» прогибают под себя, можно даже назвать циничным. 

С другой стороны, а как еще снимать очередной перезапуск в 2022 г. — с иронией над самой концепцией римейка, с подмигиванием знающей аудитории. И, что главное, оставлять под этой надстройкой все ту же основу: кровавый и порой смешной фильм о кучке подростков.

В США рейтинг картины на популярном сайте Rotten Tomatoes близится к уверенным 80%, а критики хвалят авторов за изобретательность и новое слово в жанре, где, казалось бы, все было разжевано задолго до их рождения. 

Куда больше самого «Крика» журналистов смущает отсутствие у картины одновременного релиза на стриминге: согласно статье Los Angeles Times, мало кому хочется идти в кино, когда в Америке бушует «омикрон». В России фильм выходит в широкий прокат, ведь где еще бояться человека в кричащей маске, как не в темном кинотеатре. Но вторую волну народной любви наверняка получит, когда станет доступен для просмотра на диване — там, где и смотрели все ужастики герои самого первого «Крика». 

Когда: с 13 января

Самое популярное
Свободное время
Куда пойти в декабре: афиша самых интересных мероприятий в городах России
Как провести свободное время в конце года
Свободное время
Грузинский пир, русская сказка и диско-гламур: где и как встретить 2026 год
Рестораны столицы предлагают не просто ужины, а готовые концепции праздника
Наш город
До зимы еще далеко: на выходных в Москве ожидается кратковременный снег
Но формирование полноценного снежного покрова не предвидится
Наш город
Реквием по «Патрикам»: почему самый модный район Москвы теряет популярность
Как возникает и почему угасает востребованность городских локаций
Свободное время
Цирк, балет и много волшебства: как порадовать малыша в Новый год
Праздничные елки для самых юных зрителей
Свободное время
Елка для взрослых и царские куклы: куда пойти в выходные 6–7 декабря
Только интересные события в Москве
Культурный город
Геометрическое наследие: в Дохе открылся музей Макбула Фиды Хусейна
Проект индийского архитектора Мартанда Хосла основан на эскизе самого художника
Другие города
Архитектура, дизайн и урбанистика: главные события декабря
Отраслевые конференции и выставки в России и за рубежом
Другие города / Интервью
Надежда Замятина: «Если долго жил на Севере, на юг лучше уже не переезжать»
Директор Центра арктической и северной урбанистики – о жизни городов за полярным кругом
Наш город
Без колебаний: в столичном регионе сохранится аномально высокая температура
Превышение над климатической нормой составит пять градусов
Городская недвижимость
Стратегический актив: как репутация помогает девелоперам увеличить продажи
Почему авторитет бренда прямым образом влияет на рыночные позиции
Другие города
Архитектурный дайджест: греческая пивоварня, дом из пикселей и китайцы в Венеции
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Другие города
Чудо на льду: в каких городах работают самые атмосферные катки мира
Площадки для популярного развлечения становятся яркими точками притяжения в зимних мегаполисах
Городская недвижимость
Портфель для инвестора: вложения в какую недвижимость принесут стабильный доход
Как защитить и приумножить свой капитал
Городская недвижимость
Курс на стабилизацию: рынок недвижимости адаптируется к новым условиям
Господдержка пока остается ключевым фактором устойчивости отрасли