Какой получилась трагедия Шекспира от Джоэла Коэна без брата и без цвета
«Трагедия Макбета» с оскароносными актерами Дензелом Вашингтоном и Фрэнсис Макдорманд в главных роляхИстория, а вернее, легенда о шотландском воителе благодаря самому известному Барду знакома уже несколько веков, а по большим и малым экранам кочует сотню лет. В разное время «Макбета» адаптировал Орсон Уэллс и Акира Куросава, Роман Полански и Кеннет Брана. Последним за пьесу Шекспира брался австралиец Джастин Курзель в 2015 г., превратив ее в красочную и страшную сказку. Теперь же копилку известных режиссерских имен пополнил один из братьев Коэнов, Джоэл.
Впервые за всю карьеру Джоэл Коэн выступает сольно. Что символично, делает он это, пока его младший брат Итан пробует свои силы в театре — виде искусства, Шекспира, а с ним и Макбета породившего. В «Трагедии Макбета» вообще много знакового: выбор актеров, практически каждый кадр — все несет особый смысл. В роли леди Макбет — жена Джоэла, актриса Фрэнсис Макдорманд, давно грезившая этой партией. За трех ведьм отвечает легенда британского театра, актриса Кэтрин Хантер, игра которой давно не поддается гендерным определениям (женские роли на сцене она играет так же часто, как и мужские). Макбет — Дензел Вашингтон, в устах которого многовековой текст звучит бойким речитативом, живым и актуальным слогом. Сам актер, недавно признавшийся в интервью журналу Variety, что впервые прочел трагедию лишь пару лет назад, по определению привносит свежий взгляд в постановку.
Сюжет остался неизменным: бравый воин Макбет на пути с поля боя встречает трех ведьм. Те сулят ему королевское будущее на престоле Шотландии. Как сделать пророчество былью при живом короле Дункане, подсказывает уже леди Макбет, которая, узнав про слова ведьм, подговаривает супруга убить правителя, когда тот наведывается к ним в гости. Пролитая кровь запускает цепочку событий и маховик злого рока, который осуществит все предрешенное Макбету — но вместе с этим низведет его в бездну отчаяния и нескончаемой жажды власти.
Дополнительным смыслом строки Великого Барда наполняет уже Джоэл Коэн, интеллектуал и любитель классики. У его кинопьесы театральный «задник» — черно-белые небо и земля сконструированы из причудливых декораций, которые отражают эмоции и настроения и созданы по методу английского актера и режиссера начала XX в. Эдварда Гордон Крэга.
В геометрии почти квадратного кадра «Трагедии Макбета» можно найти реверансы уже в сторону киноклассики: «Страстей Жанны д'Арк» Теодора Дрейера, «Метрополиса» Фрица Ланга и «Персоны» с «Седьмой печатью» Ингмара Бергмана. С последним шедевром мирового кино «Трагедия» говорит не просто на одном визуальном языке — как и герои «Печати», род Макбетов ведет разговор с приближающейся к ним смертью. Недаром лорда и леди, которым в тексте Шекспира было около тридцати лет, играют актеры за шестьдесят. Режиссер этот возраст только подчеркивает, а в недавнем интервью The Guardian даже пошутил, что намеренно создавал «Макбета после менопаузы». Иными словами — снял кино про людей на исходе жизни. Тех, кому уже нечего терять, но многое хочется заполучить: как знак награды за все прожитое, как возмещение за неосуществленные мечты.
Ладно скроенный, до точки выверенный сольный режиссерский дебют Коэна компания Apple TV+ приобрела еще в мае 2021 г., и уже тогда было понятно, что фильм станет флагманским проектом на «Оскаре» 2022 г. Платформа и до этого пыталась приблизиться к сезону больших наград — например, c картиной Софии Копполы «Последняя капля» или документальной политической сатирой «Штат мальчиков». Но именно «Трагедия Макбета», с оскароносными (две статуэтки у Вашингтона и четыре — у Макдорманд) актерами и режиссером — самый яркий на данный момент релиз стриминга и возможность получить если не заветный приз, то как минимум несколько номинаций.
Для самого режиссера «Трагедия» — проект мечты, которым отказался заниматься его младший брат, Джоэл Коэн выносил, придумал и сделал от начала и до конца. Но рок неизбежен, а прошлое повторяет само себя. В порой излишне формалистской и холодной «Трагедии Макбета» самое живое и яркое — не энергетика заряжающих фильм актеров, а явный коэновский дух, тень брата и всех прошлых, сделанных на пару с ним, фильмов. Ведь в каждой второй картине Итана и Джоэла герои также подвергались насмешкам злодейки судьбы, проливали кровь и сражались — прежде всего с самими собой. И пусть у нового Макбета на уме один пятистопный ямб, в галерее характеров из «Серьезного человека», «Большого Лебовски», «Бартона Финка» и «Фарго» и прочих знаковых картин ему уже уготовано место.
Когда: с 14 января
Где: на Apple TV+