Город как стартап: что нужно для создания нового населенного пункта
Главным условием развития территории является наличие не одного предприятия, а целой экосистемыВ ноябре на совещании по развитию кластера переработки критических металлов в Сибири секретарь Совбеза Сергей Шойгу предложил построить город-спутник для хакасского Саяногорска, писали «Ведомости». Обращаясь к вице-президенту «Русала» Елене Безденежных, он отметил, что Саяногорск является базовым для компании и энергетиков, поскольку здесь расположены Саяно-Шушенская ГЭС и Майнская ГЭС (объекты «Русгидро»).
Шойгу подчеркнул, что проект спутника обладает большим потенциалом и есть все условия для его развития. Новый город, по его мнению, должен стать предметом гордости для российских архитекторов и строителей.
Инициативы, связанные со строительством новых городов в России, по словам исполнительного директора Московского центра урбанистики «Город» Андрея Языкеева, закономерны. «Это связано с огромным размером нашей страны и большими неосвоенными территориями на востоке. В Европе, например, давно уже нет такой проблемы, там все, что можно было, уже построено», – подчеркнул Языкеев в разговоре с «Ведомости. Городом».
Новый город должен быть не просто местом работы и сна, а осмысленным проектом, который люди выбирают осознанно, отметила в беседе с изданием руководитель института развития города «Платформа» (Нальчик) Оксана Шухастанова.
От Зеленограда до Санкт-Петербурга
Причины основания новых городов, как отметил Языкеев, в разные эпохи отличались. Изначально важнейшими были задачи обороны. Города зарождались, в основном, как крепости со своими военными гарнизонами. Так в XVII–XVIII вв. появились Томск, Омск, Оренбург, и пр., подчеркивает Языкеев.
Петр I, закладывая основу для будущих городов, часто ориентировался на развитие промышленности, рассказал в беседе с «Ведомости. Городом» историк и писатель Александр Васькин. В качестве примера эксперт привел Таганрог – место строительства и базирования кораблей Азовской флотилии. Город Каменск-Уральский в Свердловской области, который возник на реке Каменке как железоделательный завод, призван был обеспечить армию и флот чугуном, железом и артиллерийскими орудиями. Липецк основан для развития железорудной промышленности и обеспечения нужд российского флота и армии во время Северной войны, напомнил Васькин.
При этом, по его словам, учитывался не только промышленный потенциал, но и логистика. Создание новых городов при том же Петре I, а также крепостей в этих местах, было напрямую связано с развитием транспортных путей для контроля над отдаленными территориями.
«Особый случай – Санкт-Петербург. Здесь на первом месте уже не экономика, а политика: утверждение России на северо-западе континента», – пояснил историк.
До революции 1917 г. города, такие как Новороссийск, Владивосток, Новосибирск, росли в первую очередь вокруг торговли, ремесла, транспортных путей и частных промышленных инициатив, рассказала «Ведомости. Городу» директор международного бюро развития территорий Atlas Анна Белинская. «Решение формировалось естественным образом: там, где проходили важные маршруты, рядом появлялось производство, склады, поселения», – подчеркнула она.
Советский период совпал с масштабной индустриализацией, и новые города чаще всего создавались вокруг заводов, крупных энергостанций или на месте добычи полезных ископаемых, добавил Языкеев. Он привел в пример подмосковную Электросталь, которая выросла вокруг электрометаллургического и снаряжательного заводов, Магнитогорск, построенный для разработки месторождения железной руды и сталелитейного комбината, и Норильск, возникший при горно-металлургическом комбинате на базе месторождения медно-никелевых руд. «Строились также спутники, наукограды рядом с крупными центрами – Обнинск, Зеленоград, Волжский», – отметил он.
Языком цифр
В 2021 г. в интервью для РБК Шойгу утверждал, что к 1916 г. в Российской империи насчитывалось 666 городов. По его словам, в результате советской индустриализации, создания с нуля новых промышленных районов, развития центральной промышленной зоны, освоения Севера, Сибири и Дальнего Востока к 1991 г. в СССР было уже около 2200 городов разных категорий. Более 600 из них возникли в период с 1956 г. и до начала перестройки.
При этом модели создания новых городов в разные времена имеют также схожие черты, акцентировала Белинская. «Города возникали там, где есть экономический драйвер и возможность быстро подвести инфраструктуру. Но способы, которыми это обеспечивалось, были принципиально разными: сначала – через рынок и капитал, позже – через государственное планирование и распределение ресурсов», – добавила она.
Показательна история Зеленограда, уточнил Васькин. По его словам, этот город, возникший при Хрущеве, изначально задумывался как социальный проект – спутник для расселения москвичей и улучшения их жилищных условий. Промышленность власти планировали подтянуть лишь во вторую очередь. Однако план провалился: предприятия не спешили переезжать, создав дисбаланс. Кризисная ситуация потребовала смены концепции, и в 1962 г. город был перепрофилирован. Зеленоград получил новую миссию, превратившись в советский аналог Силиконовой долины – центр передовой микроэлектроники, отметил Васькин.
Потенциал роста
В целом все города-локомотивы советской экономики росли быстро, но после завершения индустриального этапа развития многие превратились в депрессивные территории, которые вот уже несколько десятилетий власти пытаются спасти, акцентировал Языкеев.
Главный урок истории в том, что город больше, чем проект, который его породил, будь то добывающий карьер, фабрика или электростанция, заявил в разговоре с «Ведомости. Городом» директор центра «Российская кластерная обсерватория» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Евгений Куценко. «Любой вид экономической деятельности с течением времени рискует растерять потенциал развития. Территории, не способные от него «отвязаться» и породить новые источники роста, становятся зонами социальной депрессии», – пояснил он.
Сегодня одно предприятие не может быть достаточным драйвером для образования целого города, отметили Языкеев и Белинская. «Современные заводы более технологичны, большинство процессов автоматизированы, поэтому и персонала нужно в разы меньше. Новые предприятия важны для экономики, но уже не являются градообразующими», – подчеркнул Языкеев.
Сейчас экономика гораздо сложнее, добавила Анна Белинская. Нужна устойчивая и разнообразная хозяйственная база, создающая долгосрочный спрос на рабочие места, подчеркнула она. К примеру, это может быть связка университетов, исследовательских центров, технологических компаний, сервисов и инфраструктурных операторов. По словам эксперта, такой подход дает больше устойчивости: если одна отрасль проседает, другие продолжают работать, удерживая людей и экономику.
Наличие современных университетов и предприятий важно также для проектов новых городов в восточной части России, подобных предложенному Шойгу. То есть ориентированных на разработку и глубокую переработку полезных ископаемых, добавил Языкеев.
«Плюс необходима комфортная среда, которая может привлекать специалистов. Современный горожанин привык к удобству и сервисам, разнообразию товаров и услуг, красивым обустроенным улицам и паркам», – подчеркнул он.
Основой для появления городов сегодня, по словам Языкеева, становятся также международные маршруты, такие как «Восточное направление», «Север – Юг», «Азово-Черноморское направление» или «Северный морской путь». А еще высокоскоростные магистрали. «На наших глазах формируется новый транспортный каркас страны, призванный связать нас с рынками растущей юго-восточной Азии и увеличить связанность наших больших территорий. Это требует модернизации старых городов и появления дополнительных», – сказал эксперт.
За счет магистралей и скоростных поездов само понятие доступности, как отметил Языкеев, меняется: большие расстояния можно преодолевать уже быстрее. Высокоскоростная магистраль Москва – Санкт-Петербург, по его словам, – пример того, как развитая инфраструктура повышает привлекательность территории.
Транспортная доступность большого города особенно важна при создании его спутника, подчеркнул Языкеев, поскольку в малом городе невозможно создать то разнообразие услуг, которое предоставляет мегаполис.
Долгосрочная база
В целом, по мнению Языкеева, на строительство современных населенных пунктов может потребоваться не менее 10 лет – с учетом возведения дорог, а также систем водо-, тепло- и энергоснабжения. В России за последние десятилетия уже реализованы проекты городов, которые можно считать относительно успешными, добавила Белинская. В 2015 г. состоялось официальное открытие спутника Казани – Иннополиса. Он сформировался вокруг IT-сектора: университет, технопарк, льготные условия для резидентов, наличие кадров и понятная специализация привлекли людей, подчеркнула Белинская.
Еще один пример – Доброград во Владимирской области, образованный в 2019 г. «Населенный пункт появился в результате частной инициативы, где ставка сделана на комфорт жителей, промышленную площадку и семейный формат жизни. Он показал, что город может развиваться не только вокруг высокой технологии, но и грамотной организации среды», – отметила Белинская. Эксперт также напомнила о единственной в стране федеральной территории – поселке городского типа Сириус в Краснодарском крае, открывшемся в 2020 г. Он вырос из образовательного кластера: институциональная опора плюс ярко выраженная инновационная тематика создали поток талантов и проектов, рассказала эксперт.
Для создания города, который будет развиваться десятилетиями, а не решит краткосрочную задачу и опустеет, необходимо изначально заложить долгосрочную базу, поделилась мнением Шухастанова. Такой фундамент, по ее мнению, включает востребованные кластеры с производством или научным потенциалом, грамотно организованную среду, технологии «умного города» и пр.
«Создание новых городов – дорогостоящие, рискованные и долгосрочные инвестиции», – обратил внимание Куценко. По его мнению, все же более взвешенной является стратегия развития уже существующих городов, которая подкрепляет основу, заложенную в прошлом.