Как чрезмерное образование в детстве может повредить будущей карьере
Завышенные амбиции родителей: рано или поздно случится бунт обреченныхРынок услуг дополнительного образования для школьников развивается стремительными темпами. Согласно данным статистического сборника «Индикаторы образования», в 2017 г. дополнительные занятия посещали 63% детей. В 2019 г., по данным Минпросвещения, дополнительным образованием было охвачено уже 75% детей. Гонка родителей за образованностью и, как они думают, будущей успешностью детей, рождает предложение. Но помогут ли ребенку во взрослой жизни амбиции родителей – большой вопрос.
Часто за желанием родителей обязательно сделать из своего ребенка медалиста, лучшего по предмету, победителя соревнований стоит несколько повторяющихся факторов. Родители хотят гордиться им сейчас и по сценарию (например, в семье несколько поколений медалистов, и он должен соответствовать). Тревожные мамы и папы хотят успеть выжать из ребенка максимум, пока еще есть возможность на него влиять. На страхе перед будущим хорошего не построить. Опыт поколений – защита, а не наступление – не учитывает, что жить ребенку придется уже в совершенно другом мире.
Что же упускают взрослые и как вредят будущей карьере своих детей? Что надо понимать, отдавая ребенка на дополнительные кружки и в секции, где преподаватель обещает за короткие сроки сделать из ребенка победителя всего чего угодно? Помните, что педагог может учитывать не реальные интересы ребенка, а свои собственные. И ему, и вам, по уже описанным ранее причинам, часто нужен результат, продукт. Прибегая к «педагогике пеленания», ребенка ставят в ситуацию жесткой зависимости, результатом которой может стать выученная беспомощность. Директивными методами обучив его предмету, мы выясним, что сам учиться он и не умеет, и не хочет. Постоянная тяжелая работа под руководством тренера или мамы вызывает зависимость от этой поддержки, развивает привычку действовать по команде и мешает развитию автономности, тормозит умение самостоятельно принимать решения в ситуации неопределенности.
Высокие баллы по отдельным предметам часто показывают, что человек может хорошо учиться. Да, это открывает доступ к определенным возможностям на начальном этапе, но сложно назвать это карьерной историей. Кроме того, выбирая специализацию и предметы для своих детей, взрослые опираются на прошлый опыт эпохи дефицита. То есть пытаются снабдить свое чадо стандартным военным набором – сахар, соль, спички – не осознавая, что общество уже давно поменялось. Мы живем в то время, когда важнее найти себя в переизбытке разнообразия предложений, уметь проявлять гибкость и социальную адаптированность.
Не надо забывать, насильно затаскивая ребенка в разнообразные кружки, что человеческая психика компенсирует любое искажение. Это основное свойство головного мозга – быть пластичным и бороться с тем, что тебе не нравится, что тебе не подходит, что искажает твою жизнь, твой внутренний баланс. В результате рано или поздно случается бунт, но нередко уже – бунт обреченных.
Наверное, в какой-то момент можно подумать, что для будущей успешной карьеры я предлагаю отказаться от возможностей дополнительного образования, школьной нагрузки или опыта ситуаций, в которых надо добиваться результата. Нет, нет и еще раз нет. У любого ребенка есть предрасположенность к открытиям и есть коридор открытий, которые сильно отличаются от взрослых. Взрослые часто являются коллекционерами уже найденных способов действовать, дети же склонны по своей природе познавать мир, совершать как внешние, так и внутренние открытия. И обеспечить им эту возможность, дать стимул развиваться, накапливать разнообразный опыт, расширять рамки возможностей, уметь не во всем быть лидером, а входить в кооперацию с лидерами в различных областях, – именно это важнейшая родительская задача в современном обществе.