Экспорта мало не бывает
Как малый и средний бизнес выходит на зарубежные рынкиВ 1990 г. два талантливых программиста из Иванова – Алексей Шубин и Сергей Шмелев – пришли в Ивановскую областную клиническую больницу с предложением сделать для нее «что-нибудь полезное». Медики, пораздумав, сказали, что на Западе с помощью компьютера уже анализируют данные энцефалографов, исследующих активность мозга, и это должно быть гораздо эффективней, чем анализировать их вручную. Программисты загорелись идеей, и через несколько месяцев Ивановская областная больница уже пользовалась первым в России цифровым энцефалографом: врачи имели полную информацию о деятельности мозга пациентов на экране компьютера уже через 20 минут после снятия энцефалограммы, причем не только в виде готовых цифр, но и в картинке – активность различных зон мозга пациентов отображалась цветом внутри контура головы.
Сегодня компания «Нейрософт», основанная Шубиным и Шмелевым, – один из мировых лидеров в производстве электродиагностического и реабилитационного медицинского оборудования. Многие приборы, производимые компанией для нейрофизиологии, функциональной диагностики, аудиологии и реабилитации, являются, по собственным данным, уникальными и не имеют мировых аналогов. Бизнес растет: в 2023 г. выручка «Нейрософта» составила 2,7 млрд руб., на 21% больше, чем годом раньше.
Экспортное направление компания начала развивать достаточно давно: в 2004 г. она впервые участвовала в выставке Medica в Дюссельдорфе и запустила продажи в Европе, двумя годами позже – в выставке Arab Health, с которой начались продажи в Латинской Америке, Бразилии и Южной Корее. В 2022 г. «Нейрософт» начал выход на рынки Африки. Первым шагом было посещение крупнейшей выставки региона – Africa Health 2022 в Йоханнесбурге (ЮАР), и вскоре у него появились первые дилеры в Нигерии, Кении и Танзании.
В настоящее время экспорт составляет уже 40% продаж. Компания продает свое оборудование более чем в 100 странах по всему миру, продажи охватывают все континенты. В достижении этого результата большую роль сыграла помощь государства: с 2017 г. «Нейрософт» сотрудничает с Российским экспортным центром (РЭЦ, входит в ВЭБ.РФ), в том числе через цифровую платформу «Мой экспорт». С помощью платформы компания получает новые возможности сразу в нескольких направлениях. Экспортеры получают поддержку в соответствии с нацпроектом «Международная кооперация и экспорт», цель которого – нарастить российский несырьевой неэнергетический экспорт.
Во-первых, сертификация: в 2018 г. продукция компании прошла сертификацию в системе MIR (Made in Russia, гарантирует зарубежному покупателю безопасность и качество товара), а при выходе на зарубежные рынки и прохождении сертификации на них получала компенсации этих затрат. Во-вторых, выставочная деятельность: «Нейрософт» принимал участие практически во всех международных мероприятиях – от Европы до Китая и Африки. И в-третьих, через региональные центры поддержки экспорта и торговые представительства России за рубежом компания получает аналитику и помощь в поиске клиентов. В-четвертых, компания получает компенсацию транспортных расходов на экспорт продукции.
«Наша стратегия в недружественных странах – Германии, Франции, США, Австралии, Италии – заключается в том, чтобы просто удерживать позиции, – рассказывает «Ведомости. Промышленности и инфраструктуре» заместитель президента «Нейрософта» Ирина Маламант. – Основные усилия мы планируем направлять на страны Юго-Восточной Азии (Таиланд, Индонезию, Малайзию, Вьетнам) и Ближний Восток (Иран, Турцию, Египет, Саудовскую Аравию), а также на страны СНГ». Компания, продолжает Маламант, возлагает надежды на продажи в Индии и усиление позиций в Китае, активно планирует развиваться в Африке.
С учетом выхода на новые рынки «Нейрософт» готовит к выпуску новые продукты: линейку приборов для интраоперационного нейромониторинга (мониторинг нейрофизиологических функций центральной и периферической нервной системы во время операций. – «Ведомости. Промышленность и инфраструктура»), скоро планируется завершить разработку миографа, который исследует активность мышц и нервов, проходят адаптацию для этих стран приборы для биомеханики, оценивающие двигательные функции.
«Поддержка экспорта со стороны государства очень важна: мы рассчитываем, что такие ее формы, как компенсация на логистику и сертификацию, останутся в силе», – говорит Маламант. Она также надеется, что государство обратит внимание на новые выставочные площадки в Китае, Таиланде и других дружественных странах и «мы вновь будем представлять компанию «Нейрософт» на коллективных стендах».
Экспорт набирает обороты
Российский экспорт, значительно сократившись в первые месяцы после ввода экономических санкций, снова демонстрирует рост. Поддержанный РЭЦ несырьевой неэнергетический экспорт по итогам девяти месяцев 2023 г. (более поздних данных нет) превысил 990 млрд руб., это на 85% больше год к году, говорил премьер Михаил Мишустин на форуме «Сделано в России». Благодаря действующему нацпроекту уже удалось поддержать экспортные поставки на 12,5 трлн руб., получить дополнительно более 4,5 трлн руб. налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, говорил в августе министр промышленности и торговли Антон Алиханов. Отечественные производители получают государственную поддержку при выходе на международные рынки – услуги по этой поддержке в режиме «одного окна» оказывает им цифровая платформа «Мой экспорт».
Ассортимент российского несырьевого экспорта растет, появляется больше экспортеров в новых отраслях, докладывала гендиректор РЭЦ Вероника Никишина на Восточном экономическом форуме – 2024. Наиболее впечатляющие перспективы, по ее словам, ждут российских экспортеров на динамично растущих рынках развивающихся стран: за последнее время их доля в российском экспорте выросла с 30 до 50%. «Доля дружественных государств во внешнеторговом обороте продолжает динамично расти, несмотря на все попытки Запада помешать диалогу с потенциальными и действующими партнерами. За первые пять месяцев текущего года этот показатель в стоимостном выражении превысил 80%», – говорил Мишустин в ходе стратегической сессии по нацпроекту «Международная кооперация и экспорт». Абсолютных цифр он не называл.
В мае 2024 г. президент Владимир Путин подписал указ о необходимости увеличения объема несырьевого неэнергетического экспорта к 2030 г. как минимум на две трети по сравнению с 2020 г. (тогда – $141 млрд). Поэтому число услуг для экспортеров расширялось. Например, их количество на платформе «Мой экспорт» увеличилось с нескольких десятков до 126, в числе новых услуг – упрощенная услуга по возврату НДС, новые возможности по участию в мероприятиях, новые аналитические продукты. В результате количество зарегистрированных пользователей платформы уже превысило 33 000, а общее количество заявок на услуги, которые оформили пользователи платформы с момента ее запуска в 2020 г., к августу 2024 г. составило свыше 760 000. На мировом рынке за последние шесть лет количество российских компаний увеличилось на 57%, причем рост, по данным РЭЦ, по большей части идет за счет компаний малого и среднего бизнеса.
Так, управляющий новосибирской компании «Фамильный текстиль» Сергей Загуляев рассказал «Ведомости. Промышленности и инфраструктуре», что решил заняться экспортом, именно ориентируясь на поддержку, которую государство стало оказывать компаниям малого и среднего бизнеса. В результате за первый же год (в 2023 г.) продвижения удалось заключить девять контрактов на 69 млн руб. с покупателями в Белоруссии, в дальнейшем планирует продвижение в Киргизию и другие страны СНГ.
«Для нас самым памятным достижением была, наверное, золотая медаль за качество на «Зеленой неделе» в Берлине, куда мы еще в 2014 г. попали благодаря поддержке РЭЦ, – рассказывает «Ведомости. Промышленности и инфраструктуре» представитель производителя приправ «Адыгейская соль» Аскер Хуажев. – Мы пользуемся всеми видами поддержки со стороны РЭЦ – выставки, мероприятия, компенсация затрат на транспорт и сертификацию, аналитика». По итогам 2023 г. предприятие нарастило объем производства адыгейской соли и других приправ в 4 раза (сейчас выпуск составляет около 50 000 т в сутки) и вышло на рынки Азербайджана, Турции и некоторых других стран.
«До использования платформы «Мой экспорт» мы не имели возможности посещать крупные выставки и выходить на международные маркетплейсы, не могли на высоком уровне организовывать бизнес-миссии, обучать сотрудников искусству внешней торговли, – рассказывает «Ведомости. Промышленности и инфраструктуре» основатель и продюсер робототехнической компании «Роббо» Павел Фролов. – Все это было для нас сложно и дорого». Благодаря сотрудничеству с РЭЦ и использованию платформы «Мой экспорт» компания решила данные проблемы. Теперь «Роббо» использует все доступные для компании услуги на платформе «Мой экспорт», которые могут способствовать внешнеэкономической деятельности и росту бизнеса. В результате небольшая компания из Санкт-Петербурга, которая поставляла робототехнику российским школам, с 2017 г. начала поставлять продукцию в 39 стран мира – среди них Вьетнам, Китай, Казахстан, Белоруссия и другие государства.