Как изменился промышленный облик Москвы в годы войны

Эвакуация не помешала сохранить производственный потенциал
Производство 120-мм минометов на Московском электромашиностроительном заводе им. С.М. Кирова, 1942 г.
Производство 120-мм минометов на Московском электромашиностроительном заводе им. С.М. Кирова, 1942 г. /Иван Шагин / РИА Новости

В годы Великой Отечественной войны в Москве выпустили половину всех автоматов, каждый седьмой самолет и собрали 87 млн снарядов и мин. Трудовой подвиг сотрудников московских предприятий стал примером для всей страны, а продукция фабрик и заводов столицы внесла значимый вклад в разгром врага.

Как развивалась промышленность Москвы

К началу войны в Москве работало свыше 2000 фабрик и заводов, представлявших практически все гражданские и оборонные отрасли промышленности. В их числе было порядка 475 крупных предприятий, которые производили около 15% всей промышленной продукции СССР.

В Москве функционировали такие крупные производства, как ММЗ «Авангард», Завод «Москабель», Московский нефтеперерабатывающий завод, Московский тормозной завод (МТЗ «Трансмаш»), НАМИ и многие другие, продолжающие работать в столице и по сей день. Большую роль в это время играли наукоемкие отрасли – радиоэлектроника, приборостроение и электротехника.

Развивалась авиационная отрасль: столица стала центром этого направления в СССР. Еще в царской России в начале XX в. на Ходынском поле впервые взлетел серийный самолет «Фарман», построенный на заводе «Дукс». Именно в Москве начинали карьеру советские авиаконструкторы Андрей Туполев, Сергей Ильюшин, Александр Яковлев, Павел Сухой.

Эвакуация предприятий

«Сталин эвакуируется завтра или позднее, смотря по обстановке», – сообщалось в постановлении № 807, принятом 15 октября 1941 г. На фоне слухов о скорой сдаче города в столице началась паника. «В кабинетах аппарата ЦК царил полный хаос», – отмечал в рапорте замначальника 1-го отдела НКВД Дмитрий Шадрин.

Это был один из самых кризисных моментов для Москвы и всего Советского Союза. Быстрое продвижение противника летом-осенью 1941 г. вынудило правительство СССР экстренно искать пути решения проблемы. Уже через несколько дней после начала войны, 30 июня 1941 г., был создан Государственный комитет обороны, призванный организовать эвакуацию предприятий и развивать промышленность на востоке страны. Переезд был вынужденной, но необходимой мерой для сохранения производства в интересах фронта.

В июле – октябре 1941 г. в Москве прошли две волны эвакуации. Сначала вывозили готовую продукцию, неустановленное оборудование, сырье и основные материалы, затем – устанавливаемое оборудование и станки. В конце эвакуировали транспортные средства, имущество и вспомогательные материалы.

Вторая волна была сложнее. Часть предприятий, получив в октябре приказ об эвакуации, успели лишь упаковать оборудование. Из-за ранних заморозков речной транспорт застрял во льдах. Кроме того, пункты назначения менялись и оборудование перенаправляли в новые места, поскольку площадки были уже заняты другими производствами.

Вместе с производством планировалось эвакуировать и само правительство СССР. Но в последний момент Иосиф Сталин решил остаться в столице. «Приехал на вокзал, походил вдоль состава, но затем передумал и вернулся в Кремль», – делился заместитель заведующего секретариатом Совнаркома СССР Михаил Смиртюков.

Из столицы было передислоцировано около 210 предприятий. При эвакуации особое внимание уделялось станкам: за два месяца из Москвы вывезли около 54 000 единиц оборудования – три четверти всего станочного парка столицы, оценивал ведущий специалист отдела публикации архивного фонда московского Главархива Александр Балакирев.

К 10 декабря из Москвы было эвакуировано около 2 млн человек, из которых свыше 564 000 приходилось на работников промышленности и их семьи. На местах некоторых эвакуированных предприятий создавались ремонтные мастерские и оружейные цеха или открывались филиалы увезенных заводов.

Мобилизация фабрик и трудящихся

Тем временем сама Москва параллельно готовилась к встрече с противником. В первые три дня войны более 70  000 сотрудников предприятий города отправились на фронт. В столице начали формировать народное ополчение, в которое записались 160 000 добровольцев, которые готовились к обороне: рыли окопы и устанавливали противотанковые ежи. Его основной костяк также составили рабочие.

На место ушедших на фронт за станки становились женщины, подростки и пенсионеры. Они составляли 40% от общего числа рабочих Москвы. Те, кто остался на заводах, перешли на усиленный режим работы со сменами по 12 часов. Рабочая неделя стала шестидневной, были введены сверхурочные работы.

На заводах начали активно внедрять поточные технологии, что ускоряло выпуск продукции и повышало производительность. В июне 1943 г. на одном из предприятий переход на поточный способ изготовления корпусов мин позволил сократить затраты рабочего времени на 30%. Для повышения эффективности были введены конвейерные линии, где материалы поступали непосредственно к рабочим местам. Сотрудники проходили производственное обучение на ходу: осваивали смежные профессии и нередко одновременно обслуживали несколько станков.

Как предприятия перешли на военные рельсы

Кузница кадров для автомобильной, авиационной и тракторной отрасли – Научно-исследовательский институт НАМИ с началом войны занялся производственными вопросами: переводом транспорта на твердое и газообразное топливо. Завод опытных конструкций (подразделение НАМИ) стал производить корпуса ручных гранат Ф-1 – «лимонки».

До войны Гознак выпускал ценные бумаги, банкноты и документы, а затем начал изготавливать боевые ордена и медали. Московский мотоциклетный завод в октябре был эвакуирован в город Ирбит Свердловской области – и так там и остался. Часть оборудования вывезти не удалось, поэтому уже в 1942 г. в Москве наладили сборку мотоциклов Harley-Davidson, поступавших из США по программе ленд-лиза. После окончания войны предприятие переключилось на выпуск радиоаппаратуры – сегодня на его месте располагается корпорация «Комета».

На НИИ-6 (сейчас – ФГУП «ЦНИИХМ») во время войны изготавливались знаменитые коктейли Молотова. Легендарные РСЗО «Катюша» были разработаны на столичном ГНЦ «Центр Келдыша».

Защита неба над столицей

Количество разрушенных и поврежденных зданий Москвы за время налетов вражеской авиации не превышало 2% от общего числа, указывал историк Борис Невзоров. Для сравнения, Лондон пострадал в 27 раз сильнее. Таких показателей удалось достичь за счет системы противовоздушной обороны (ПВО), куда входили как зенитные орудия, так и авиация. В системе ПВО Москвы имелось в конце 1940 г. около 50 зенитных установок, а накануне войны их количество возросло до 81.

В 1940-е гг. в столице работало несколько конструкторских бюро (КБ) и заводов. Все они сейчас входят в Объединенную авиастроительную корпорацию «Ростеха» (ОАК). Предприятия поставляли истребители, бомбардировщики, штурмовики и транспортники. Всего за годы войны было выпущено более 140 000 самолетов, а около 5500 работников отрасли награждены орденами за вклад в Победу. При этом некоторые машины были спроектированы еще накануне войны.

В начале 1940-х боевые самолеты, разработанные ОКБ А. Н. Туполева, составляли основу парка бомбардировочной авиации СССР. В их число входило несколько тысяч скоростных бомбардировщиков (СБ) АНТ-40 и сотни тяжелых бомбардировщиков ТБ-3 (АНТ-6). В феврале 1940 г. предприятие разработало эскизный проект знаменитого бомбардировщика Ту-2, а уже в сентябре 1942 г. первые самолеты попали на Калининский фронт. За годы войны с 1942-го по конец 1945 г. ОКБ А. Н. Туполева выпустило 1216 самолетов Ту-2.

ОКБ им. А. С. Яковлева сумело создать «Яки» – знаменитые истребители Второй мировой войны. В частности, были разработаны такие истребители, как Як-1 (выпущено в 1941–1945 гг. 8586 шт.), Як-7 (6426 шт.), Як-9 (15 470 шт.) и Як-3 (4560 шт.). Осенью 1941 г. предприятие было эвакуировано в Новосибирск, а в 1944 г. все его сотрудники вернулись в Москву. В марте 1945 г. суммарный суточный выпуск истребителей на всех заводах превышал 38 самолетов.

Реэвакуация, рост производства и возвращение к мирной жизни

«В два дня всей стране изменил настроение», – вспоминал Михаил Смиртюков военный парад в ноябре 1941 г. на Красной площади в честь годовщины Октябрьской революции. До победы было еще далеко, враг стоял в нескольких десятках километров от столицы, но парад решили провести в самый разгар войны, чтобы поддержать моральный дух жителей Москвы и всей страны.

Уже в декабре 1941 г. Советская армия перешла под Москвой в контрнаступление и в том же месяце было принято решение приостановить эвакуацию производства. А когда в начале 1942 г. противник был отброшен от Москвы и угроза для столицы была окончательно снята, начался процесс реэвакуации. К середине того же года московские заводы вернулись в город.

Последовавшая реэвакуация предприятий, а также активное восстановление производственных мощностей привели к быстрому росту столицы. Уже в июле 1942 г. объем продукции в Москве достиг 945 млн руб., к декабрю – 1,3 млрд руб. В июле 1943 г. промышленность произвела продукции почти на 1,4 млрд руб., а к декабрю того же года – на 1,5 млрд. К концу 1944 г. за счет увеличения выпуска военной продукции объем валовой продукции московской промышленности превзошел уровень 1940 г., отмечается в исследовании «Военная экономика СССР в период Отечественной войны» советского экономиста Николая Вознесенского.

СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ «ВЕДОМОСТЕЙ» И ДЕПАРТАМЕНТА ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ