Гардероб класса VIP

От нарядов аристократок и царских особ к модным образам 2023 года

Гардеробы аристократки Татьяны Юсуповой, российских императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны, платья великих княжон Ольги и Татьяны – плюс лучшие образцы трех ведущих модных домов России начала XX века. Перед вами 34 уникальных экспоната, которые стоит рассмотреть в деталях.

Гардероб княгини Татьяны Юсуповой

Недолгая жизнь Татьяны Александровны Юсуповой, урожденной графини Рибопьер (1829–1879) четко делится на два периода: любви и смерти.

Сначала она стала героиней истории, на годы расколовшей высший свет Российской империи: подростковое увлечение двоюродным братом, молодым князем Колей Юсуповым, переросло в упрямую страсть. Молодые люди отказывались от любых предложений руки и сердца, и настаивали на своем кровосмесительном союзе.

Мать Николая была против и прятала сына на Кавказе. Отец Татьяны – наоборот, просил за молодых императора. Александр II был готов одобрить исключительную связь, но протестовал Синод...

В общем, когда Тане было уже 27 (а ее избраннику – 29), они обвенчались в глуши и сбежали во Францию. Тогда княгиня Таня была счастлива, носила светлые платья и много путешествовала.

Потом они вернулись в Петербург, Татьяна родила дочь Зину, а потом и сына Бориса. А потом Боря умер от скарлатины. После этого княгиня начала болеть, чахнуть, носить темное и бесформенное.

В 49 лет Юсупова умерла от диабета на вилле «Татьяния» у Женевского озера.

Николай Борисович пережил супругу на 12 лет, на нем кровная мужская линия рода князей Юсуповых и закончилась.

Гардероб императрицы Марии Федоровны

Супруга Александра III, урожденная датская принцесса Мария София Фредерика Дагмар, была красавица. Поэтому любила яркие платья и балы (к неудовольствию мужа).

«В ее гардеробе было как минимум два дошедших до наших дней платья довольно рискованного сочетания красного с черным», – комментируют специалисты Эрмитажа.

В марте 1917-го, когда ее сын Николай отрекся от престола, Мария Федоровна была в Киеве, где инспектировала госпитали. Не заезжая в Петербург, бывшая вдовствующая императрица уехала сначала в Крым, а в 1919 году – в Данию.

Весь ее гардероб остался в России и ныне составляет гордость коллекции светского костюма Государственного Эрмитажа.

Гардероб императрицы Александры Федоровны

Датскую принцессу на российском престоле сменила немецкая. Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессенская (1872–1918) стала Александрой, и тоже Федоровной.

Александра делала все, что требовалось от жены Николая II – танцевала на балах, наносила визиты. Все это она, в целом скучная особа, делала в довольно пестрых платьях. Знатоки говорят, что в конце 19 века дамы вдруг полюбили веселенькие расцветки.

Но на самом деле императрица не любила светскую жизнь. С молодости Александру Федоровну мучали крестцово-поясничные боли, в отдельные моменты она даже не могла ходить и передвигалась в инвалидном кресле.

После рождения наследника Алексея здоровье императрицы было окончательно подорвано, и она целые дни проводила в этом вот плюшевом капоте, мягком домашнем платье.

Продукция ведущих домов моды Петербурга и Москвы

Если Мария Ф. предпочитала французских модельеров, то Александра Ф. уже всю семью одевала у местных портных. Только в столице Империи тогда было 120 домов моды и крупных ателье с именем! Процветала и Москва. Упомяну лишь три центра моды той эпохи.

Самый громкий – модный дом Альбера Бризака (француза по крови, но русского уже во втором поколении). Под руководством Бризака на Малой Конюшенной, 8, работали 60 портних.

«Вся одежда, начиная от матросок, которые носили маленькие великие княжны, до платьев и манто, которые они надевали, будучи молодыми девушками, выпускалась домом Бризак», – читаем в дневниках свидетеля той эпохи.

А вот уроженка Полтавы Анна Гиндус. Она стартовала с позиции ученицы швеи в парижском модном доме Paquin, а к 1910-му в ее собственном ателье в столице России уже одевались все легкомысленные люди Петербурга. Сверкающие воздушные платья, сочетания несочетаемого, ручное декорирование – Париж для Гиндус не прошел даром.

Ну и, конечно, нельзя не вспомнить Надежду Петровну Ламанову – мастера, при упоминании о которой у историков моды возникает счастье на лице. Тоже self made woman, пророк трендов и повелительница вкусов.

Художник Георгий Леман писал: «Как-то я сказал ей: «Надежда Петровна, вы – гениальны!» На что она, как бы удивившись, что в этом можно сомневаться, ответила: «Конечно!».

Все платья, показанные автором в статье, находятся в коллекции Эрмитажа, но не представлены в его постоянной экспозиции. Что-то можно увидеть, купив экскурсионную путевку в реставрационно-хранительский центр Эрмитажа «Старая деревня», а что-то – только на выставках, или здесь, в этой публикации.

P.S. Редакция решила продолжить тему элегантных дамских нарядов и предлагает полюбоваться современными творениями ведущих модных домов мира – перед вами образы из коллекций осенне-зимнего сезона 2023/24.