От нарядов аристократок и царских особ к модным образам 2023 года
Alberta Ferretti; Государственный Эрмитаж
Накидка-мантеле Татьяны Юсуповой, Россия, вторая половина 1850-х гг., атлас, вата, кружево, шелковый шнур; шелковое открытое платье-макси Alberta Ferretti, осень-зима 2023
Гардеробы аристократки Татьяны Юсуповой, российских императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны, платья великих княжон Ольги и Татьяны – плюс лучшие образцы трех ведущих модных домов России начала XX века. Перед вами 34 уникальных экспоната, которые стоит рассмотреть в деталях.
Гардероб княгини Татьяны Юсуповой
Недолгая жизнь Татьяны Александровны Юсуповой, урожденной графини Рибопьер (1829–1879) четко делится на два периода: любви и смерти.
Сначала она стала героиней истории, на годы расколовшей высший свет Российской империи: подростковое увлечение двоюродным братом, молодым князем Колей Юсуповым, переросло в упрямую страсть. Молодые люди отказывались от любых предложений руки и сердца, и настаивали на своем кровосмесительном союзе.
Государственный Эрмитаж
1/2
Платье княгини Татьяны Юсуповой, Западная Европа, 1858-1859 гг., кисея, шелк, шелковые ленты
Государственный Эрмитаж
2/2
Дорожный костюм Татьяны Юсуповой, Россия, Санкт-Петербург, модный дом Houat, около 1862 г., бархат, атлас, шелк
Мать Николая была против и прятала сына на Кавказе. Отец Татьяны – наоборот, просил за молодых императора. Александр II был готов одобрить исключительную связь, но протестовал Синод...
В общем, когда Тане было уже 27 (а ее избраннику – 29), они обвенчались в глуши и сбежали во Францию. Тогда княгиня Таня была счастлива, носила светлые платья и много путешествовала.
Государственный Эрмитаж
Платье утреннее (неглиже) княгини Татьяны Юсуповой, ок. 1856 г., кисея
Потом они вернулись в Петербург, Татьяна родила дочь Зину, а потом и сына Бориса. А потом Боря умер от скарлатины. После этого княгиня начала болеть, чахнуть, носить темное и бесформенное.
В 49 лет Юсупова умерла от диабета на вилле «Татьяния» у Женевского озера.
Государственный Эрмитаж
1/3
Платье для балов и парадных обедов княгини Татьяны Юсуповой, Западная Европа, 1875-1876 гг., атлас, шелк, тюль
Государственный Эрмитаж
2/3
Платье визитное фасона «принцесс» Татьяны Юсуповой, Западная Европа, 1876-1877 гг., атлас, броше, шелковый шнур, плетеное кружево
Государственный Эрмитаж
3/3
Платье бальное Татьяны Юсуповой, Россия, Санкт-Петербург, мастерская М. Нуарель, 1874-1875 гг., фай, атлас, тюль, перья марабу, искусственные цветы, ленты
Николай Борисович пережил супругу на 12 лет, на нем кровная мужская линия рода князей Юсуповых и закончилась.
Гардероб императрицы Марии Федоровны
Супруга Александра III, урожденная датская принцесса Мария София Фредерика Дагмар, была красавица. Поэтому любила яркие платья и балы (к неудовольствию мужа).
Государственный Эрмитаж
1/4
Платье визитное императрицы Марии Федоровны, Санкт-Петербург, мастерская А.Т. Ивановой, 1888 г., крепдешин, атлас, кружево шантильи, шифон
2/4
Платье визитное императрицы Марии Федоровны, Париж, модный дом Charles Worth, 1882-1884 гг., атлас, бархат, плюш, кружево, шелковая нить
Государственный Эрмитаж
3/4
Платье императрицы Марии Федоровны, Франция, конец XIX в., шелк с тканым атласным узором, бархат, кружево типа «аржантан»
Государственный Эрмитаж
4/4
Пеньюар великой княгини Марии Федоровны, Россия, 1867-1868 гг., батист, кружево валансьен, шелковые ленты
«В ее гардеробе было как минимум два дошедших до наших дней платья довольно рискованного сочетания красного с черным», – комментируют специалисты Эрмитажа.
В марте 1917-го, когда ее сын Николай отрекся от престола, Мария Федоровна была в Киеве, где инспектировала госпитали. Не заезжая в Петербург, бывшая вдовствующая императрица уехала сначала в Крым, а в 1919 году – в Данию.
Государственный Эрмитаж
1/4
Платье визитное императрицы Марии Федоровны, Париж, модный дом Morin-Blossier, 1893 г., муар, кружево, шифон, шелк
Государственный Эрмитаж
2/4
Платье визитное императрицы Марии Федоровны, Париж, модный дом Charles Worth, 1892-1893 гг.
Государственный Эрмитаж
3/4
Платье траурное императрицы Марии Федоровны, Франция, модный дом Чарльза Ворта, конец XIX в., шелковый креп
Государственный Эрмитаж
4/4
Платье домашнее императрицы Марии Федоровны, Россия (?), ок. 1890 г., плюш, сукно, галун, шелк, золоченая нить
Весь ее гардероб остался в России и ныне составляет гордость коллекции светского костюма Государственного Эрмитажа.
Гардероб императрицы Александры Федоровны
Датскую принцессу на российском престоле сменила немецкая. Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессенская (1872–1918) стала Александрой, и тоже Федоровной.
Государственный Эрмитаж
1/4
Платье вечернее императрицы Александры Федоровны, Россия, начало XX в., бархат, шифон, атлас, кружево, синель
Государственный Эрмитаж
2/4
Платье визитное императрицы Александры Федоровны, Россия, мастерская Н.П. Ламановой, вторая половина 1890-х гг., сукно, бархат, шелковая нить, блестки
Государственный Эрмитаж
3/4
Платье вечернее императрицы Александры Федоровны, Россия, мастерская А. Бризака, начало XX в.
Александра делала все, что требовалось от жены Николая II – танцевала на балах, наносила визиты. Все это она, в целом скучная особа, делала в довольно пестрых платьях. Знатоки говорят, что в конце 19 века дамы вдруг полюбили веселенькие расцветки.
Но на самом деле императрица не любила светскую жизнь. С молодости Александру Федоровну мучали крестцово-поясничные боли, в отдельные моменты она даже не могла ходить и передвигалась в инвалидном кресле.
Государственный Эрмитаж
1/3
Костюм для беременной женщины, принадлежал императрице Александре Федоровне, Россия, 1898-1899 гг., гро-де-тур, атлас, шелк, шифон, брюссельское кружево
Государственный Эрмитаж
2/3
Костюм траурный императрицы Александры Федоровны, Россия, Санкт-Петербург, мастерская А. Бризака, 1904 г., кашемир, креп, аппликация
Государственный Эрмитаж
3/3
Костюм для беременной женщины, принадлежал императрице Александре Федоровне, Россия, мастерская А. Бризака, 1904 г., шерсть, шелк, атлас, шифон, кружево
После рождения наследника Алексея здоровье императрицы было окончательно подорвано, и она целые дни проводила в этом вот плюшевом капоте, мягком домашнем платье.
Продукция ведущих домов моды Петербурга и Москвы
Если Мария Ф. предпочитала французских модельеров, то Александра Ф. уже всю семью одевала у местных портных. Только в столице Империи тогда было 120 домов моды и крупных ателье с именем! Процветала и Москва. Упомяну лишь три центра моды той эпохи.
Самый громкий – модный дом Альбера Бризака (француза по крови, но русского уже во втором поколении). Под руководством Бризака на Малой Конюшенной, 8, работали 60 портних.
Государственный Эрмитаж
1/3
Платье великой княжны Татьяны, дочери Николая II, модный дом А. Бризака, 1912-1914 гг., атлас, шифон, кружево, бисер, жемчуг искусственный, бахрома
Государственный Эрмитаж
2/3
Платье великой княжны Ольги, дочери Николая II, модный дом А. Бризака, 1912-1914 гг., газ, атлас, шелк, металл, кружево
Государственный Эрмитаж
3/3
Платье послеобеденное со шлейфом, принадлежало императрице Александре Федоровне, модный дом А. Бризака, 1903 г., шелк, хлопок, кружево
«Вся одежда, начиная от матросок, которые носили маленькие великие княжны, до платьев и манто, которые они надевали, будучи молодыми девушками, выпускалась домом Бризак», – читаем в дневниках свидетеля той эпохи.
А вот уроженка Полтавы Анна Гиндус. Она стартовала с позиции ученицы швеи в парижском модном доме Paquin, а к 1910-му в ее собственном ателье в столице России уже одевались все легкомысленные люди Петербурга. Сверкающие воздушные платья, сочетания несочетаемого, ручное декорирование – Париж для Гиндус не прошел даром.
Государственный Эрмитаж
1/2
Платье вечернее, мастерская А. Гиндус, 1910-е гг., шифон, шелковая и металлическая нити, серебряный кружевной галун, мех, бисер, стеклярус, стразы
Государственный Эрмитаж
2/2
Платье визитное, мастерская А. Гиндус, 1910-е гг., шелк, кружево, синель
Ну и, конечно, нельзя не вспомнить Надежду Петровну Ламанову – мастера, при упоминании о которой у историков моды возникает счастье на лице. Тоже self made woman, пророк трендов и повелительница вкусов.
Художник Георгий Леман писал: «Как-то я сказал ей: «Надежда Петровна, вы – гениальны!» На что она, как бы удивившись, что в этом можно сомневаться, ответила: «Конечно!».
Государственный Эрмитаж
1/4
Платье вечернее, мастерская Н.П. Ламановой, конец 1910-х гг., шелковое машинное кружево, тюль, цветной бисер
Все платья, показанные автором в статье, находятся в коллекции Эрмитажа, но не представлены в его постоянной экспозиции. Что-то можно увидеть, купив экскурсионную путевку в реставрационно-хранительский центр Эрмитажа «Старая деревня», а что-то – только на выставках, или здесь, в этой публикации.
P.S. Редакция решила продолжить тему элегантных дамских нарядов и предлагает полюбоваться современными творениями ведущих модных домов мира – перед вами образы из коллекций осенне-зимнего сезона 2023/24.
Fendi
1/6
Платье-комбинация, Fendi
Emporio Armani
2/6
Платье в стиле «барышня-крестьянка» из полупрозрачной ткани с цветочным принтом, Emporio Armani
Dior
3/6
Платье из кружева ручной работы, Dior
Yanina Couture
4/6
Платье с накидкой, ручная вышивка по сетке, Yanina Couture
Alberta Ferretti
5/6
Платье-чехол с имитацией прорезных узоров по бумаге, Alberta Ferretti
Giorgio Armani
6/6
Платье-комбинезон с полупрозрачной летящей накидкой, Giorgio Armani