Андрей Андреев: «Год будет нелегким, но мы к этому привыкли»
Председатель совета коллегии адвокатов – о трансформации юридического ландшафтаНалоговая реформа, новые законы о защите данных и грядущие перемены в инвестиционной сфере ставят перед бизнесом массу новых юридических вопросов. В интервью «Ведомости. Право» председатель совета Московской коллегии адвокатов «Андреев, Каганский, Гузенко и партнеры» Андрей Андреев рассказал, какие правовые вопросы будут актуальны в 2026 г. и что сделать компаниям, чтобы сохранить стабильность.
Отложенный эффект нововведений
– Чтобы объективно оценить ситуацию, должно пройти один–два года. Но уже сейчас очевидно, что главные изменения коснулись налоговой сферы. Возросшее количество запросов от доверителей по налоговым вопросам это подтверждает. Причем предпринимателям важны сейчас даже не столько разъяснения по изменениям, сколько консультации, способные вселить уверенность в том, что компания удержит правовую устойчивость.
Впрочем, стоит отметить, что регулятор все же старается балансировать. С одновременным увеличением основной ставки налога на прибыль (с первого января 2025 г. она выросла с 20% до 25%. – «Ведомости. Право») установлен федеральный инвестиционный налоговый вычет для некоторых отраслей. Например, для общепита, гостиниц, IT-компаний, организаций обрабатывающих производств.
Еще одна громкая законодательная новелла уходящего 2025 г. – ужесточение ответственности за утечку данных (штрафы до 20 млн руб., а также оборотные штрафы до 3%. – «Ведомости. Право»). Чтобы понять, как именно правоприменители воспользуются этой нормой, должно пройти больше времени. Одно скажу точно: представители всех отраслей бизнеса серьезно отнеслись к изменениям и регулярно обращались за правовым аудитом локальных документов и даже сайтов.
– Мы наблюдаем активный рост числа споров о взыскании убытков с директоров в последние лет 10. Но само наличие таких исков не говорит о безоговорочном их удовлетворении.
Показателен обзор президиума Верховного Суда, вышедший в июле 2025 г. Он подтверждает позицию, согласно которой суды перестают автоматически взыскивать убытки, если руководитель докажет, что его действия соответствовали экономическим интересам общества и были направлены на защиту.
– Документ ВС обозначает четкую границу между ответственностью за конкретные правонарушения и ответственностью за обычные деловые риски. Чтобы четко провести такую границу в собственном бизнесе, я, например, всегда рекомендую предпринимателям пересматривать структуру компании, роли, полномочия, ответственность не реже чем раз в год или раз в три года.
Следствие очень любит расписать действия и умысел каждого участника бизнеса. И для того, чтобы предпринимателю «не притянули» не его полномочия и ответственность, надо превентивно все роли обозначать максимально четко и фиксировать в уставной политике. Это, если позволите, некая бизнес-гигиена, которая делает предприятие защищеннее.
– Думаю, такие изменения будут введены немного позднее, так как реформа разрешения споров содержит не только такие понятные всем российским юристам направления, как медиация и третейское разбирательство, но и, к примеру, адъютикацию (метод разрешения споров в сложных долгосрочных проектах, где независимые эксперты сопровождают процесс и помогают предотвращать конфликты. – «Ведомости. Право»). Такие инновационные направления требуют масштабных изменений в законодательстве. Если идею удастся реализовать, это кардинально снизит нагрузку на суды и ускорит урегулирование конфликтов.
Особенное внимание и трепет у юристов вызывает госарбитраж, который предоставит правовые возможности заключать мировые соглашения с государственными органами. Кстати, ФНС и ФТС активно практикуют это не первый год.
– Договориться всегда лучше, чем уходить в судебный процесс. К тому же любой документ, который может подтвердить намерение договориться, при любом раскладе будет в плюс.
– Согласно поправкам, иностранные инвесторы должны уведомлять налоговую о владении не менее 5% акций стратегического общества и раскрывать сведения о выгодоприобретателях. Далеко не все иностранные инвесторы готовы к такой прозрачности. Соответственно, привлекательность инвестиций в российские публичные компании может снизиться еще больше.
Расширение списка стратегических отраслей уже не первый месяц подвергается критике со стороны бизнеса. Регулятора можно понять: иностранные инвестиции в стратегически важных отраслях должны контролироваться. Но важно, чтобы под стратегически важные отрасли у нас со временем не попал весь бизнес.
Риски и вызовы-2026
– Российский бизнес живет еще по тем старым правилам, когда можно было оптимизировать свои налоги и инспекции реально закрывали на это глаза. Я думаю, что повышение налоговой нагрузки может привести к тому, что креативность наших предпринимателей будет удивлять даже адвокатов.
Чего я ожидаю от доверителей? Благоразумия и обдуманных решений. Потому что мы, несмотря ни на что, все равно иногда сталкиваемся с тем, что есть условная налоговая оптимизация «на коленке». Это совершенно нестратегично. Я не знаю ни одного предпринимателя, кого бы не коснулась тема налогов. У налоговиков есть действительно крутые платформы, которые видят контрагентов до одиннадцатого колена. Но все равно кто-то хочет поэкономить и связаться с фирмой-однодневкой. И зря.
Я всегда советую придумать белый инструмент для налогового планирования, уйти от практик дробления бизнеса. Иначе будет, как в поговорке: «скупой платит дважды».
– Регулировать цифровую валюту учатся во всем мире. Готового сценария, как и международного стандарта, еще нет. Это риски. Хотя в целом бизнес уже готов ко всевозможным ограничениям по операциям с цифровым рублем. Главное, чтобы законодатель избежал широких толкований и установил четкие правила игры.
Отдельные риски связаны с криптовалютами. Это и угроза нарваться на недобросовестный сервис, и риски взлома или кибератак. Кроме того, криптовалюты благодаря своей анонимности используются для финансирования террористических и экстремистских групп. Поэтому каждому владельцу криптокошелька нужно проявлять должную осмотрительность. То есть как «базовый минимум» железобетонно знать, кому именно принадлежит криптокошелек, а как «роскошный максимум» – досконально изучать, с кем взаимодействуешь, подключать службу безопасности.
Андрей Андреев, председатель совета Московской коллегии адвокатов «Андреев, Каганский, Гузенко и партнеры»
Окончил юридический факультет Московского университета МВД России и Академию экономической безопасности МВД России. Дополнительно повышал квалификацию в МГЮА им. О. Е. Кутафина и на программе SKOLKOVO Executive MBA.
В 2018 г. основал юридическое бюро «Юнайтид Партнерс» (United Partners), став его управляющим партнером.
В 2021 г. совместно с партнерами зарегистрировал Московскую коллегию адвокатов «Андреев, Каганский, Гузенко и партнеры».
Юристы идут в благотворительность
– В первую очередь на этот вопрос хочу ответить не с позиции представителя коллегии или руководителя, а с позиции обывателя. Работать в своих интересах хорошо и круто, к тому же материально будоражит, но вместе с тем есть желание что-то дать тем, кто действительно в этом нуждается. Это желание сделать бизнес социально-ориентированным.
У нас, например, под эту историю с pro-bono создано целое направление. В целом такие дела занимают 10–15% общего объема работы. Мы помогаем как «молодым и зеленым» юристам, так и тем, у кого нет возможности оплатить дорогостоящие адвокатские услуги. Получается, что у нас либо очень дорого, потому что мы бутиковая коллегия, либо бесплатно. И мы стараемся дела pro-bono не слишком афишировать.
– Недавно к нам обратился детский дом с такой проблемой: трудно устроить детей в кадетский корпус без опекунства. Мы помогли разобраться с этими юридическими тонкостями. Скажу честно, к этой теме у меня особое отношение. Я сам учился в Преображенском кадетском корпусе. Поэтому мимо этого обращения я пройти никак не мог.
Также к нам обращаются пожилые люди, которые, к примеру, не понимают, как правильно провести сделку, отследить риски, расстаться с недвижимостью или оформить дарственную.
– Про всех юристов не скажу, но мы также много взаимодействуем со спортивными федерациями, выступая для них юридическим щитом и беря все правовые вопросы на себя. Я вот увлекаюсь панкратионом (вид единоборств. – «Ведомости. Право») и являюсь вице-президентом федерации панкратиона России. Недавно мы провели четвертый Кубок России в Иркутске и собрали более 600 участников. Все юридическое сопровождение организации соревнований мы взяли на себя.
Небольшое лирическое отступление: панкратион изначально был частью античных олимпийских игр в Древней Греции. Мы сейчас прикладываем максимум усилий, чтобы его вернуть к олимпийскому виду спорта. А для этого в том числе важна и серьезная правовая поддержка: подготовка документов, договоров с участниками, юридическое взаимодействие с партнерами и инвесторами.
Год взлетов и падений
– Год будет нелегким, но мы к этому привыкли. Так что уже можем подстроиться под любую историю.
Как бы цинично это ни звучало, но работы в 2026 г. у нас только прибавится. Сейчас мы находимся на стадии агрессивной юриспруденции с возрастающим числом конфликтов. Если давать прогнозы, то мой состоит в том, что в новом году мы увидим много падений крупных холдингов, которые из-за высокой ставки в 2024 и 2025 гг. уже трещали по швам. Выживут сильнейшие.
– В первую очередь на налогах. Тем более что мы ожидаем усиление контроля не только за крупными компаниями, но и за индивидуальными предпринимателями.
Юристам же придется сосредоточиться на делах о банкротстве, мы прогнозируем большой спрос в этой области и уже набрали большую команду под него.
– Рынок адвокатских услуг растет. Конкуренция, соответственно, тоже. Чтобы оставаться на плаву и не схлопнуться через год работы (а такие случаи тоже нередки), нужно держать фокус на открытости.
Наше кредо – говорить прямо, придерживаться фактов, не давать призрачных надежд и не брать на себя больше, чем можем предложить. Мы сталкиваемся с ситуациями, когда доверители приходят к нам после фирм, разбрасывающихся стопроцентными гарантиями, с запросом все исправить.